Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Каштаково (Кожевниковский район)

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «Дер. Каштаково»)

Кашта́ково — деревня Кожевниковского района, на правом берегу реки Обь (за островом Еловый, напротив левобережного села Вороново). Не существующая формально с 1980 (1985?) года, но возрождающаяся с 2000 года как дачно-коттеджный посёлок.


Другие наименования до 1941 года: Каштакова / Каштаково деревня, ранее: Каштакская (1821: Куштакская), в XVI и XVII веках — Каштакские Юрты.

Наименование в период с 1941 года по 1980-й год: Старое Каштаково

В период с 1941 по настоящее время перенесённое на взгорок селение именуется как Каштаково или Каштаковский Борик


Общие сведения

Селение как первоначальное, так и после переезда в 1941 году на новое место располагалось на правобережье Оби, напротив села Вороново — в 6 км по прямой.

После переезда в 1941 году на возвышенное место селение стало находиться в 8 км по прямой от села Вороново.

Пойменной луговой дорогой деревня связана также с селом Кругликово Новосибирской области, до которой путь составляет 20 километров.

История

Считается, что до прихода сюда из ойратских алтайских земель татар-темерчинцев, здесь были селения остяков и кержаков. Юрты татар-темерчинцев были на Таган-Обском междуречье имелись, как минимум, с XVI века, а, возможно, и на век раньше. Этнографы осторожно считают темерчинцев в XVI—XVII веках как народ слившихся прибывших сюда тюрков с Алтая и живших здесь селькупов и кержаков. С XVII века народ активно сливался с русскими казаками, строившими по Томи и Оби оборонные от джунгар и ойратов остроги.

Деревня Каштакская Темерчинской земли, по мнению краеведов, как осёдлое село, отмечалось в исторических документах в середине XVIII века. Так она уже реально существовала в 1798 году[1][2]. Возможно даже, что Каштаковские юрты темречинских обских татар появились значительно раньше, в XVI веке. С этим готов согласиться историк Е.В. Барсуков, утверждающий, что в эпосе жителей Каштаково в конце XIX и начале XX века исследователи обращали внимание на утверждения каштаковцев, что их селение впрямую связано с именем хана Кучума (то есть время после 1560 года и до 1590-х годов)[3].

Чуть южнее дер. Каштакской в XVII и XVIII веке располагалось селение Темерчинские Юрты — «столица» Темерчинской ясачной волости (которая по месту нахождения вождя, князца темерчинского народа, неоднократно приходилась и на Каштакское). Юго-восточнее них находились Евтюшинские Юрты также народа-темерчинцев.

Располагалась на правобережье Оби, к югу от деревни Могильники — практически на юге Томской области, у границы с область Новосибирской областью. От левобережного села Вороново сюда зимой прокладывался прямолинейный зимник протяжённостью ок. 4 вёрст. Летом по обской воде путь составлял ок. 8 вёрст.

Изначально в Каштакской (Каштакские Юрты) проживали сибирские обские татары, которые к началу XX века полностью обрусели (большинство их них перестали считать себя татарами и полностью приняли русскую культуру). Историк Н.Ф. Емельянов, характеризующий темерчинцев как самую южную группу самодийского населения, изолированную и окруженную со всех сторон тюрками, отмечал, что в документах, датирующихся 1748 годом, указывалось о «ранее крещёных иноземцах» Темерчинских юрт и «новокрещённых остяках и теречинцах» Евтюшиных юрт[4].

По переписи 1897 года в Каштаковой проживало 222 человека из них резиденты селения записались как 198 татар и 24 русских.

В начале XX века в селении не осталось носителей сибирско-татарской культуры, остались лишь носители православных ценностей (в том числе люди, родившиеся от лиц татарского генотипа)[5].

По официальным статистическим данным на 1926 года деревня Каштакова состояла из 92 дворов (хозяйств), в которых проживало 415 человек. Доминирующее, основное население в тот год было представлено людьми, которые самоидентифицировали себя как русские.

В тот период (с 1925 по 1930 гг.) Каштаково являлось административным центром Каштаковского сельсовета Вороновского района Томского округа Сибирского края РСФСР (СССР).

Ранее, с момента образования селения и до 1925 года его территория относилась к Темерчинской инородной управе / Темерчинской волости Томского уезда Томской губернии.


С установлением советской власти весной 1920 года в Каштаково был создан свой сельсовет, в юрисдикцию которого вошли близлежащие населённые пункты на Обском правобережье. Сельсовет последовательно относился к Вороновскому району Томского округа Сибирского края, к Кожевниковскому району Западно-Сибирского края (с 1937 по 1944 — Новосибирской области, с 1944 — Томской области).

В период советской коллективизации, с 1931 года здесь был образован охотничий пром.колхоз «Красный охотник».

Весной 1941 года случился сильнейший разлив реки Оби, подтопивший фермы промколхоза и ряд домов деревни. Тогда, ввиду немалых убытков, заставили перенести колхозную животноводческую ферму на несколько километров от разлива (заливных территорий) на высокий яр, покрытый сосновым бором. Сюда же перенесли свои дома и ряд жителей деревни, прежде всего — животноводы этой фермы. Новый посёлок стал именоваться Каштаковский Борик. При учёте 1946 года здесь числилось 13 жилых дворов. На месте прежнего селения сохранялся хутор Старое Каштаково, в котором с 1980-х годов и до 2009 года постоянно проживающим числился всего один человек, охотник и рыбак. При этом здесь сохранялось несколько изб. Историк и этнограф А.П. Дульзон в своих работах второй половины 1950-х гг. указывал, что Старое Каштаково было всего в 1,5 км от новой дер. Каштаково.


В 1951 году колхоз был «укрупнён» в состав вороновского колхоза имени Чапаева (1952—1956). При этом многие жители разъехались из деревни кто куда. Вскоре колхоз имени Чапаева был реорганизован в артель-колхоз имени Хрущёва (1956—1958), а затем — в колхоз имени XXI съезда КПСС (1959—1970). В 1960-е из деревни уехала ещё одна волна жителей в рамках борьбы Партии и Правительства с бесперспективными деревнями и за «укрупнение деревень». При этом в 1963—1964 гг. полностью уехали кто куда жители посёлка Каштаковский Борик, который с 1965 года был официально упразднён как отдельный населённый пункт.

С 1970-го года вороновский колхоз был реорганизован в совхоз. При этом в каштаковском отделении совхоза опять произошёл выезд населения в более перспективные сёла и в города — Новосибирск и Томск.

В период с 1985 года до 2008 года считалось, что деревня обезлюдела до численности постоянного (прописанного здесь) населения в 1…6 человек и находилась под принятием решения о её полном упразднении. В 2010 году здесь числился один резидентный житель. С 2012 года постоянно зарегистрированных жителей в селении не имелось. Однако с 1990-х годов сюда приехали жить новосибирские пенсионеры и на месте бывшей деревни стал постепенно расти новый коттеджный (садово-дачный) посёлок.

Достопримечательности

Вблизи селений Старое Каштаково / Каштаковский Борик (Каштаково) находятся река Таган, Никольский бор, угодья Томского федерального госзаказника. Окрестная тайга богата шишкой и ягодой.

Туризм.
Каштаково включено в нитку активных и спортивных маршрутов, является одной из точек для входа на «Таёжный треугольник» Обь-Томского междуречья. Посещается самодеятельными и спортивными группами туристов. Через село пролегают маршруты, включающие посещение Никольского бора, деревни Могильники в пойме реки Таган, а также Нижних озёр, деревни и озера Кирек, деревни Берёзовая Речка.

Литература

  • Аграрный сектор Кожевниковского района Томской области в архивных документах (1965 — 1985 гг.): сборник документов / сост. и науч. ред. Д.С. Орлов. — Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. — 475 с.
  • Барсуков Е.В. Темерчинская волость и темерчинцы в составе Томского уезда [XVII век] // Вестник Томского государственного университета. История. (Томский государственный университет). — Томск: Издательский дом ТГУ, 2015. — Электронный ресурс: cyberleninka.ru. (История Кожевниковского и Томского районов: правобережье Оби).
  • Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине XVII века // Труды Томского государственного университета (научный журнал). Серия историко-филологическая. — Томск: Издательство Томского университета, 1950. — Т. 112. — С. 23-2l0.
  • Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху (состав, занятия и повинности). — Томск: Издательство Томского университета, 1980. — 252 с.
  • Емельянов Н.Ф. Этнический и численный состав коренного населения Томского края в XVII веке — в первой половине XIX века // Из истории Сибири (сборник статей). — Томск: Издательство Томского университета, 1976. — С. 90-108.
  • Земля кожевниковская: сборник научно-популярных очерков к 75-летию образования Кожевниковского района / Под ред. Я.А. Яковлева; ООО «Научно-производственное объединение „Евразия“», Адм. Кожевниковского района. — Томск: издательство Томского университета, 2006. — 479 с.: ил., 21 см. — ISBN 5-7511-1937-1 — Электронный ресурс: elib.tomsk.ru.
  • Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири [монография]. — М.: Издательство «Наука», 1981. — 282 с. [Об археологических памятниках территории].
  • Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 года). [В 3-х томах]. — СПб., 1911. Напечатано в 1912 в издании «Записки императорского Русского географического общества по отделению статистики» (Том 11, 2012 год).
  • Список населённых мест Томской губернии. По данным позднейших переписей (1910, 1917 и 1920 годов) / Томское губернское статистическое бюро при Губисполкоме. Под ред. завгубстатбюро В.Я. Нагнибеда. — Томск: Типо-литография Томского линейного отдела Сибонса, 1923. — 96 с., табл. — Электронный ресурс: irbis.akunb.altlib.ru.
  • Шипилина Г.В. Сельское хозяйство и крестьянство Томской области в середине XX в. / Труды ТСХИ (НГАУ). — Томск: Издательство Томского университета, 2011. — Электронный ресурс: vital.lib.tsu.ru и docplayer.ru. — ISBN 978-5-7511-2034-4.
  • Экономический обзор Томского округа / Томский окружной исполком. — Томск: Типо-литография издательства «Красное знамя», 1927. — 253 с.
  • Энциклопедия Томской области: статья «Кожевниковский район». Том 1: «А — М». — Томск: Издательство Томского университета, 2008. — С. 1—464. — ISBN 978-5-7511-1895-2. — Электронный ресурс: vital.lib.tsu.ru.

См. также


Примечания

  1. См. на карте 1798 года Томского уезда.
  2. В справочнике Сибкрайисполкма «Список населённых мест Сибирского края. Том 2. Округа Северо-Восточной Сибири (Новосибирск, 1929; страница 30)» указан год образования селения как 1660-й (XVII век). Однако точного времени образования Каштаковских юрт и селения Каштакское не установлено — в указанном справочнике в последствии историки и краеведы обнаружили весьма и весьма много совершенно ошибочных или эмпирически установленных дат появления селений. Утрачено доверие к данному блоку информации справочника.
  3. Емельянов Н.Ф. Этнический и численный состав коренного населения Томского края в XVII веке — в первой половине XIX века (Томск, 1976).
  4. Барсуков Е.В. Темерчинская волость и темерчинцы в составе Томского уезда (Вестник Томского государственного университета, Томск, 2015).
  5. Добровольное перенятие русской культуры и идентичности здесь не было чем-то экзотическим. Данное явление многократно фиксировалось в Сибири в XIX и XX веках и впервые было отмечено томским учёным-этнографом А.П. Дульзоном в исследованиях середины XX века, прежде всего это явление он отметил среди татар-чулымцев Первомайского и Асиновского районов на территории Томской области.

Ссылки