Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Гавриил Степанович Батеньков

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «Г С. Батеньков»)
Малый герб Российской Империи,
(государственные деятели)
Декабрист-офицер Гавриил Батеньков, 1820-е
Гавриил Степанович Батеньков, 1860-е

Гавриил Степанович Ба́теньков[1] (25 марта (5 апреля) 1793, Тобольск — 29 октября (10 ноября) 1863, Калуга) — государственный деятель, инженер и армейский офицер — участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской Армии 1813—1814, восемнадцать раз был ранен, побывал во французском плену. Подполковник корпуса инженеров путей сообщения. Из дворян Тобольской губернии. Друг и помощник императорского Инспектора Сибири М.М. Сперанского по прогрессивному преобразованию всего этого региона. Поэт и писатель. Участник революционного демократического общества декабристов, за что был политическим ссыльным в Томске.

Биография

Родился в семье 60-летнего небогатого тобольского дворянина[2] обер-офицера Степана Батенкова (ок. 1733 — до 1810), мать — урожд. Урванцева, рождён 20-м ребёнком в семье. Детство сопровождалось различными хворями, мальчик рос весьма впечатлительным, глубоко религиозным, вдумчивым и любознательным. Современники отмечали, что он непрестанно занимался самообразованием. Эти качества, вместе с выдающимся трудолюбием и строгой честностью, остались характерными чертами его жизни до самого конца. Впоследствии здоровье его окрепло и закалилось так, что он выдержал самые тяжкие испытания[3].

Воспитывался в Тобольском военно-сиротском отделении, а также в народном училище и гимназии. С 1810 (или 1811) года — в Дворянском полку при 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. 21 мая 1812 года выпущен прапорщиком в 13-ю артиллерийскую бригаду Русской Армии.

Отечественная война 1812 года

В звании младшего офицера Г.С. Батеньков стал участником Отечественной войны 1812 года и затем — заграничных походов Русской Армии. 17 декабря 1813 года за отличие произведён в подпоручики. 20 января 1814 года был награждён боевым орденом Святого Владимира «IV степени с бантом» — за отличие в сражении при селении Ларотьер. В сражении при Монмирале 30 января 1814 года был ранен (получил 10 штыковых ран) и попал в наполеоновский плен, в котором находился до 10 февраля 1814 года. С сентября 1814 г. служил в 27-й артиллерийской бригаде, с 11 января 1816 г. — в 14 батарейной роте 7-й бригады. 7 мая 1816 г. уволен с военной службы по состоянию здоровья (последствия ранений).

Инженер путей сообщения в Томске

Сдал экзамен в Институте Корпуса инженеров путей сообщения, становится инженером путей сообщений. Однако его природная прямота и честность столичными чиновниками считались помехой их карьере, и Батенькова, как «беспокойного человека», назначили на службу в Сибирь. С 5 октября 1816 года он назначен инженером III класса в Десятый (Сибирский) округ (управление размещалось в губернском городе Томске), в связи с чем 2 февраля 1817 года был утверждён в чине поручика военизированного ведомства путей сообщения (со старшинством с 17 декабря 1813).

Думский мост в деревянном исполнении, созданный по проекту Г. Батенькова 1819 года. Фото 1898 года.
С 1916 года на этом месте будет возведён ныне широко известный Каменный Мост

В марте 1817 года Гавриил Батеньков был прислан в Томск, чтобы возглавить инженерно-технические работы. Здесь он приводит в порядок улицы, вместо полусгнивших деревянных мостовых строит гравийные шоссе, проектирует и обустраивает ключи, снабжающие население питьевой водой, укрепляет набережную реки Ушайки, возводит деревянный мост через неё (Магистратская улица), прослуживший более 100 лет. Состоял в сообществе российского благородного дворянства — масон, член ложи «Избранного Михаила» в Санкт-Петербурге (1816) и «Восточного светила» в Томске (1818). Помимо служебных обязанностей принимал активное участие в устройстве масонской ложи «Великого Светила». C 1825 г. состоял в «Северном обществе».

Городу деятельность Батенькова была только на пользу и в денежном отношении, в частности. Но именно его энергия у многих местных чиновников вызывала недовольство: уж очень умён и самоволен оказался петербургский инженер. Тем не менее, в аттестате, выданном губернатором перед отъездом в Тобольск говорилось, что Батеньков «в короткое время… показал на пользу города Томска довольно успеха усердным своим старанием, деятельными всегда занятиями и искусством»…[4]

Сибирское реформаторство

Честность и принципиальность Батенькова импонировала его другу по петербургской молодости — М.М. Сперанскому. Это сблизило их вновь, когда Сперанского Император направит в Сибирь для наведения порядка в управленческих делах Сибири и для пресечения в этих губерниях роста чиновничьей коррупции. В 1819—1821 годах Батеньков был ближайшим помощником государственного инспектора М.М. Сперанского в делах по управлению Сибирью. Эти годы стали весомым вкладом в интенсивное развитие Сибири, данная деятельность принесла общественное признание как Сперанскому, так и Батенькову. После этих славных дел Гавриил Спетанович становится членом совета военных поселений при влиятельном царском сановнике графе А.А. Аракчееве.

Декабристы

В столице Батеньков, сторонник прогрессивных преобразований, поддерживает дружбу с братьями Бестужевыми, К.Ф. Рылеевым и другими будущими декабристами. Это привело Батенькова в ноябре 1825 года в тайное дворянское революционное Северное общество, где он примкнул к демократическому крылу. Батеньков становится одним из разработчиков плана восстания военных, намечаемого на 14 декабря 1825 года. Высказывался за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс, намечался кандидатом в члены Временного правительства России.

Выступал за ликвидацию крепостного права и конституционную монархию. Основным принципом познания и действия считал волевую интуицию. На его взгляды повлияли Бёме, Сведенборг, русские масоны, Монтескьё и физиократы.

Через две недели после поражения выступления декабристов на Дворцовой площади Гавриил Батеньков был арестован и отправлен в тюремную крепость.

На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что «…покушение 14 декабря — не мятеж, как к стыду моему именовал его несколько раз, но первый в России опыт революции политической, опыт почтенный в бытописаниях и в глазах других просвещенных народов».

Приговором Верховного уголовного суда по делу декабристов Батеньков был занесен в третий разряд (вместе с бароном В. Штейнгелем) государственных преступников, обвиняемых в том, что «знали об умысле на цареубийство, соглашались на умысел бунта и приготовляли товарищей к мятежу планами и советами».

Благовещенский собор. Фото ок. 1898 года.
Деревянное здание слева от собора — дом Н.И. Лучшева, в котором жил Г.С. Батеньков. Здание справа за храмом и сегодня находится на прежнем месте, ныне позади памятника Г.С. Батенькову.

Из оставшихся в живых декабристов он понёс самое строгое наказание (после смертной казни): был приговорён к вечной каторге, но которую суд заменил на 20 лет тюремного заключения. Батеньков, как сибиряк, был сначала отвезен в балтийский форт Свартгольм на Аландских островах, где просидел полгода. Затем был перемещён в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где предстоит провести 20 лет заключения. В крепости ему не разрешалось ни с кем общаться, из книг разрешено было иметь только Библию. Друг Батенькова Алексей Андреевич Елагин, узнав о заключении своего приятеля, прискакал в Санкт-Петербург, но, несмотря на все старания, ему не удалось выпросить свидания, а позволили послать заключенному только Библию. Владея древними языками — еврейским, латинским и греческим, а из новых — французским и немецким, он занялся сличением переводов Библии, так как ничего другого ему не давали читать. По свидетельству современников (И.Л. Фуксман, знавший Батенькова и его томскую обстановку, а также имевшего случай читать его записки), царский узник, сидя в равелине, постоянно занимался гимнастикой, выучился ходить на руках. Однажды в камере появился мышонок, приручив которого Батеньков вёл с ним нескончаемые беседы, что продолжалось несколько лет.

Согласно заключению коменданта генерала от инфантерии Скобелева, 31 января 1846 года последовало Высочайшее повеление отменить тюремное наказание, но отправить его на жительство в Томск с учреждением за ним там строгого наблюдения и с применением к нему всех правил, изданных о государственных преступниках, находящихся на поселении в Сибири. Отправлен в ссылку — 14 февраля 1846 года (ровно в тот же день, через 21 год после Восстания декабристов), этапирование в Томск длилось почти месяц и, наконец, 9 марта 1846 года Батеньков прибыл в уже известную ему губернскую столицу[5].


Так Гавриил Степанович Батеньков вновь оказался связан судьбою с городом Томском.

Сибирская ссылка

В 1846—1856 годах в Томске Гавриил Степанович Батеньков жил в доме томского служащего Н.И. Лучшева, что располагался в Благовещенском переулке (вблизи городской церкви Во имя Благовещения Божьей Матери и Введения в храм Пресвятыя Богородицы)[6]. В советское время на этом месте (угол современных пер./пл. Батенькова, 6 и пер. Пионерского, 18) было выстроено здание райкома КПСС, ныне в нём размещается Ленинский районный суд. На месте церкви теперь установлен памятник Г.С. Батенькову. Через некоторое время Батеньков, человек, у которого было вычеркнуто 20 лет жизни, стал вновь сходиться с местным обществом. У Батенькова в доме Лучшева бывали томские губернаторы Аносов и Бекман. С последним Батеньков был особенно дружен. Томский архиерей также не чурался знакомством и встречами с Батеньковым, ведь последний был истовым прихожанином, глубоко религиозным человеком, не пропускавшим службы в Благовещенском соборе. Привечали ссыльного и томские купцы: Асташев, Горохов, Поповы и многие другие; принимали Батенькова радушно и сами бывали у него запросто. В частности, Асташев снабжал Батенькова многочисленными газетами, особенно французскими, которые купец специально для этого и выписывал — ссыльным подписки на газеты и журналы не разрешались.

Оставил много (по большей частью — неопубликованных) литературных сочинений (в том числе «Повесть собственной жизни», нап исанной по настоятельной просьбе Алексея Андреевича Елагина), был незаурядным поэтом и критиком. Перу Батенькова принадлежит повесть «Масонские воспоминания», на создание которой его вдохновил профессор Казанского университета С. Ешевский.

Сильно постаревший ссыльный Гавриил Степанович Батеньков всё-же иногда применял свои профессиональные знания и опыт инженера и строителя. Его заметной работой, проектом, становится обустройство купеческих дач на площадке «Степановка» у среднего течения реки Ушайки. Здесь все первые постройки — небольшая церковь, дача Сосулина и все другие его постройки возведены по плану Батенькова и под его личным руководством. Купец Сосулин, очевидно, удовлетворенный работой Батенькова, подарил ему участок земли в 55 десятин, рядом со своей дачей на Степановке. После отъезда Батенькова из Томска эти владения перешли затем купцу Л. Фуксману.

В августе 1856 года, по случаю коронования нового российского императора Александра II, репрессированные декабристы получили разрешение выехать из Сибири, хотя и с большими ограничениями. 4 октября того же года Гавриил Батеньков покинул Томск, направляясь в село Петрищево Тульской губернии, к семье своего умершего друга Алексея Елагина, куда и прибыл 19 ноября, останавливаясь по пути в городах Тобольске, Казани и Москве.

Последние годы

После амнистии от 26 августа 1856 года, по которой Батенькову возвращены права потомственного дворянства, вернулся в Европейскую Россию и поселился у Евдокии Петровны Елагиной в селе Петрищеве Белевского уезда Тульской губернии; Батенькову разрешено временно приезжать в Москву — 14.4.1857.

Пожив недолго у Елагиных, в 1857 Батеньков купил в Калуге небольшой домик, куда пригласил из Томска вдову Лучшева с двумя её детьми, которых поместил в гимназии.

В октябре 1863 года, на 71-м году жизни, Гавриил Степанович Батеньков простудился, заболел и скончался от воспаления лёгких. Дом и всё своё имущество он завещал вдове Лучшева, приказав похоронить себя в Петрищеве, рядом с могилой своего друга и боевого товарища (по войне 1812 года) Алексея Андреевича Елагина, что и было исполнено.

Память

Литература


Примечания

  1. По тобольским церковным книгам фамилия дворян была не Батеньковы, а Батенковы.
  2. Не удалось пока обнаружить изображение родового герба нетитулованных дворян Батенковых/Батеньковых.
  3. Томск. Декабрист Гавриил Степанович Батеньков. Статья от 17.08.2010
  4. «Томский обзор»: Как декабрист Батеньков благоустраивал Томск (05.04.2013)
  5. Библиография библиотеки «Хронос».
  6. Церковь Благовещения была разрушена воинствующими атеистами и активистами ВКП(б) и ВЛКСМ в период политической кампании в СССР 1930-х годов.

Ссылки