Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Тарасий (Ливанов)

Материал из Товики — томской вики

Епископ Тарасий, в миру — Иван Васильевич Ливанов (18 (30) мая 1877, село Вознесенка, Богородская волость, Томский уезд, Томская губерния, Российская Империя — 11 апреля 1933, Новосибирск, СССР) — епископ Русской православной церкви, епископ Барнаульский. Жертва сталинских репрессий эпохи ГУЛАГа.

Жизнь и судьба

Иван Ливанов родился в селе Вознесенка в семье местного священника и был крещён по православному обычаю здесь же в Церкви Вознесения Господне[1]. Получил домашнее образование.

В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, успешно защитив диссертацию «Нравственное учение преподобного Симеона Нового, Богослова». Направлен на служение в Томскую губернию.

15 августа 1902 года был назначен преподавателем греческого языка в Барнаульском духовном училище.

10 апреля 1903 по 7 сентября 1906 года — епархиальный миссионер в Томской губернии.

В 1906—1913 годах — законоучитель Томского учительского института.

В 1907 году в губернском и епархиальном городе Томске был рукоположен в сан иерея.

С 1912 года по 1919 год — смотритель Томского духовного училища. На этом посту смиренно принял события Революции и Гражданской войны, не принимая в них личного участия. Однако революционные события коснулись сами священнослужителя. Так ещё в декабре 1917 года он был на несколько дней арестован Красной гвардией по требованию томского ревкома и большевистского Совдепа — как «служитель культа».

В 1919 году был возведён в сан протоиерея. 12 января 1920 года стал настоятелем Томской Сретенской общины по выбору прихожан. Это происходило в условиях волны репрессий против «старорежимников» со стороны накануне установившейся в Томске новой советской власти после вхождения в город частей 5-й Красной армии. Власти закрывали храмы и монастыри, в частности, шла реквизиция помещений и имущества Иоанно-Предтеченского монастыря и ценностей Кафедрального Троицкого собора. Лишённые возможности молиться в храмах горожане организовывали общины и заново регистрировались в органах местной власти, подавая прошение о выделении места для осуществления молитв и богослужения.

В 1922 году арестован органами губЧК по обвинению в «противлении изъятию церковных ценностей», производимому органами власти большевиков по храмам Томска. Так как конкретных обвинений не было выдвинуто, а также по настоятельным обращениям горожан, был выпущен на свободу из домзака (городской тюрьмы ВЧК).

Вновь был подвергнут тюремным испытаниям через два года. В ночь с 15 на 16 июля 1924 года чекисты пришли к нему домой с обыском и подвергли аресту. Отец Тарасий был осужден советским судом и приговорён к 3 годам заключения в концентрационном исправительно-трудовом лагере. В оставленную после ареста отца Тарасия без иерархов Томскую губернию и Томскую епархию всероссийским патриархом Тихоном был направлен на служение архимандрит Димитрий (Беликов), который также будет за это репрессирован властью воинствующих атеистов-большевиков.

Отец Тарасий содержался в заключении и на тяжёлых каторжных работах в Соловецком концлагере лагере ОГПУ «СЛОН» до 1927 года. После отбытия срока наказания выпущен на свободу в 1927 году. Вернулся из Соловков домой в Томск, однако оказалось, что служить священником здесь уже негде,— все церкви были закрыты. Уехал в Новосибирск. Служил здесь в небольшой церкви.

19 ноября 1931 года в Покровской церкви Москвы отец Тарасий был хиротонисан во епископа Уссурийского, викария Восточно-Сибирской митрополии. Чин хиротонии совершали: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архпископ Костромской Димитрий (Добросердов), архиепископ Ярославский Павел (Борисовский), архиепископ Пермский Иринарх (Синеоков-Андреевский), архиепископ Ивано-Вознесенский Павел (Гальковский), архиепископ Воронежский Захарий (Лобов), архиепископ Полтавский Сергий (Гришин) и епископы Рыбинский Серафим (Протопопов), Дмитровский Питирим (Крылов) и Волоколамский Иоанн (Широков).

Служить в Уссурийском крае ему пришлось недолго: все церкви были закрыты, и он вновь приехал в Новосибирск.

С декабря 1931 года — епископ Барнаульский, викарий Новосибирской епархии.

В 1932 году был назначен временно управляющим Бийской и Алтайской кафедрой Новосибирской епархии. Епископ Тарасий прибыл в Бийск 5 ноября 1932 года. В Бийске жил на квартире священника Александро-Невской церкви Феодора Воронина. В это время в стране шла очередная волна красного террора и геноцида: начиналась эпоха ГУЛАГа.

31 января 1933 года вновь был арестован чекистами ОГПУ. Он писал из тюрьмы родным открытки; там была, в частности, такая фраза: «Телом я страдаю, но душа моя спокойна, и совесть моя чиста!».

8 апреля 1933 года по приговору «особой тройки» при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю был осужден и приговорён к расстрелу. 11 апреля 1933 года был расстрелян в окрестностях города Новосибирска.


Отец Тарасий отнесён к священномученикам, пострадавшим в XX веке за веру свою.

Примечания

  1. Церковь уничтожена в период большевистских гонений в начале 1930-х гг.

Ссылки