Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Евгений Георгиевич Родд

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «Родд Евгений»)
Евгений Георгиевич Родд.
Новосибирск, 1928

Евге́ний Гео́ргиевич Ро́дд ( 29 августа (10 сентября) 1871, село Каменное[1], Заклинская волость, Бежецкий уезд Тверская губерния, Российская Империя — 25 декабря 1933, Новосибирск, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР) — русский учёный-лесовод, энтомолог (лепидоптеролог), краевед и гербарист-коллекционер; надворный советник.


Биография

Евгений Родд родился в 1871 году на Тверской земле в Бежецком уезде, в семье купца Георгия Родда. Вскоре семья переехала жить в соседний Осташковский уезд губернии. В 1889 году Евгений переезжает в столицу, в Санкт-Петербург и заканчивает здесь в 1892 году полный курс гимназии, необходимый для получения высшего образования. В 1892—1896 гг. обучался в Санкт-Петербургском лесном институте, в том числе учился у таких известных профессоров, как Н.А. Холодковский, В.Я. Добровлянский и А.Ф. Рудзкий.

После защиты диплома в 1896 году, непродолжительное время служил в Русской Армии. В 1898 году защитил диссертацию и получил диплом на звание учёного лесовода I разряда. В 1899 году был назначен на службу в Томскую губернию в Алтайский царский горный округ — на офицерскую должность младшего помощника делопроизводителя Главного управления округа. В этом же году получает должность старшего помощника управляющего имением Алтайского округа и получает государственный чин коллежского секретаря по званию учёного-лесовода I разряда, в дальнейшем получал повышения в званиях по табелю о рангах.

В 1899 году вступил в барнаульское «Общество любителей исследования Алтая», став одни из наиболее активных его членов, благодаря чему возродился уездный Естественно-исторический музей, основанный ещё Фридрихом Геблером. Евгением Роддом организуются экспедиции на лошадях и пешком по мало доступным тропам Алтая с целью сбора материалов по флоре и фауне региона. Так, из экспедиции 1902 года Родд привёз 7 тысяч экземпляров, а из Чуйской степи в 1907 году 6,5 тысяч экземпляров различных насекомых, большинство которых сейчас хранятся в Барнаульском музее. Приумноженная и оформленная им и его женой Елизаветой Ивановной Горетовской энтомологическая коллекция стала достопримечательностью города. С этой коллекцией работали такие видные энтомологи своего времени, как Г.Г. Якобсон, А.И. Яковлев, В.Д. Кожанчиков[2], Н.Я. Кузнецов, В.В. Баровский, Ф.А. Зайцев и другие.

В эти же годы учёный активно сотрудничает с Императорским Томским университетом, в рамках исследовательских программ которого в 1902 и 1903 гг. провёл исследование притомского Калтайского бора. Коллекции растений из этой экспедиции стали основой Калтайской коллекции Томского гербария (1903)[3].

В годы Русско-японской войны Е.Г. Родд, как офицер, был переведён на военное положение (служба в Русской Армии), 1904—1906 гг. Служба позволяла продолжать работать с исследованиями лесов и обработкой научных материалов.

К концу 1922 года алтайская гербарийная коллекция учёного насчитывала более 17 тысяч экземпляров. Эти сборы позже были преданы в краеведческий музей Барнаула.

Часть коллекции Е.Г. Родда привёз в Новосибирск из Барнаула ещё во время Великой Отечественной войны Б.С. Семёнов, который в 1920-ые годы сам принимал участие в сборах для неё материалов в разных местах Алтая. Став после 1945 года заведующим Отделом природы Новосибирского краеведческого музея, он привёл в порядок жуков из сборов Е.Г. Родда и своих материалов, а в 1950-х годах передал более 20 коробок в фонды Биологического института СО АН СССР. Затем через несколько лет, уже после организации в Институте Зоологического музея (ныне — Сибирский зоологический музей Института систематики и экологии животных СО РАН), сюда были переданы все другие экспонаты из Барнаула. Известно также, что небольшая часть материалов, большей частью жуков, хранится в Зоологическом институте РАН (Санкт-Петербург). Попали они туда, по всей видимости, ещё до Революции 1917 года, в начале XX века.

В начале XX века Е.Г. Родд активно занимался изучением лесов Сибири, вопросами их защитой их от вредных насекомых, его имя стало одним из известных лесоводов империи.

В 1911 году Евгений Родд был назначен старшим лесным ревизором Варшавской губернии, но в январе 1912 года, по собственному настоянию, его вернули на работу в Томскую губернию. Е.Г. Родду поручили ведение дел в Кулундинском районе Горного округа и лесничествах Татского, Солоновского, Мормышанского и Степного районов округа с местопребыванием в Барнауле. Работал в должности старшего лесничего округа, был произведён в чин коллежского советника.

Ежегодно Родд совершал многочисленные командировки по району. Так, только за 1913 год им было совершено 12 экспедиционных поездок. Во вверенных ему лесничествах он, выполняя служебные обязанности, параллельно изучал биологию чёрных усачей и майских жуков.

При строительстве в Томской губернии Алтайской железной дороги в 1913—1915 гг. заведовал лесными заготовками и сумел сохранить местные ленточные боры. Пользовался в губернии и в округе большим авторитетом и уважением среди различных социальных слоёв населения.

За успехи в службе в Сибири к моменту Революции 1917 года был отмечен чином (было присвоено звание надворного советника, что причисляло его к дворянскому сословию[4]) и государственными наградами: награждён орденами Святого Станислава (III степени), Святой Анны (III степени) и медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913).

С 7 марта 1918 года работал инструктором при Земельном отделе Алтайского губернского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов и старшим лесничим I разряда вновь образованной Алтайской губернии. При власти Колчаковской администрации в Гражданскую войну в 1918—1919 гг., как гражданский служащий, заведовал лесными заготовками для нужд Алтайской железной дороги.

При новом установлении советской власти в Сибири с января 1920 года был вновь привлечён к работе по защите Алтайско-сибирских лесов. В начале 1922 года перешёл на работу в Барнаульский краеведческий музей, который находился под эгидой Алтайского отдела Русского географического общества, там он возглавлял энтомологический отдел. Вскоре для борьбы с лесными насекомыми-вредителями было организовано Алтайское энтомологическое бюро, а отдел, возглавляемый Е.Г. Роддом, преобразован в Энтомологическую лабораторию. После следующей реорганизации Бюро в Станцию защиты растений — стал её первым директором, на должности которого оставался до 1927 года.

В 1922 году Е.Г. Родд публикует научную статью «Вредные насекомые, зарегистрированные лабораторией Алтайского энтомологического бюро с 1 июня по 15 июля 1922 г.» (Известия Сибирского энтомологического бюро, вып. 1; стр. 30—32).

С 1925 года Е.Г. Родд — член «Общества изучения Сибири и её производительных сил»[5].

В 1928 переехал в краевой центр в Новосибирск, где пожилой учёный продолжал пытаться заниматься энтомологическими исследованиями. Здесь к нему проявилось «внимание» со стороны чекистов: в городе в 1931 году было разгромлено «Общество изучения Сибири и её производительных сил», практически всё руководство этой научной организации было арестовано и отправлено в Сиблаг. Неарестованных учёных, членов этого общества, стали всё чаще и чаще вызывать на допросы в органы ОГПУ/НКВД. Известно, что в 1930 или 1931 году младший сын учёного Владимир был арестован и выслан в ссылку в Иркутск. Также вызывался на допросы сын Анатолий.


Евгений Георгиевич Родд умер в Новосибирске 25 декабря 1933 года. Был похоронен на городском кладбище.



Евгений Георгиевич Родд до 1917 года являлся членом Алтайского отдела Императорского Русского географического общества. При жизни опубликовал 18 научных работ по лесоводству и энтомологии, среди которых специалисты особо отмечают книгу «Главнейшие вредители полеводства» (Новосибирск: «СибКрайИздат», 1930). До того, как написать эту книжку, Е.Г. Родд вёл большую научную работу, изучал образ жизни майского хруща, пихтовой пяденицы и семяедов, чёрных усачей. В 1925 году на посевах пшеницы и подсолнечника Рубцовского и Славгородского округов Сибирского края он обнаружил нового вредителя — листоеда-пахнефора.

Знаменательны его слова, которые актуальны и сегодня:

«Необходимо тщательно оберегать всякого рода хищников и паразитов вредителей, которые в некоторых случаях могут очень быстро ликвидировать массовое размножение вредителей»

.

Хранящиеся в Сибирском зоологическом музее ИСиЭЖ СО РАН коллекции Е.Г. Родда (в основном, чешуекрылые и жесткокрылые) явились «золотым базисом» коллекции насекомых и представляют собой ценнейший материал. Они включают особей из разных ландшафтов юга Западной Сибири, собранные в конце XIX — начале XX веков, в том числе и из мест, которые впоследствии были сильно изменены и обезображены плохим советским хозяйствованием. По коллекциям Е.Г. Родда сибирская наука ныне имеет возможность восстанавливать прежний облик энтомофауны и выяснять пути её изменения.

Евгений Георгиевич Родд при своей жизни опубликовал 18 научных работ по лесоводству и энтомологии: «Шахматные рубки», «Полезные и вредные насекомые» и другие. В 1911 году в «Лесном журнале» напечатана одна из главных работ исследователя «Учение о типах насаждений, современная постановка вопроса о проведении основных положений его в практическую жизнь и желательные изменения в постановке этого вопроса». Содержание этого труда не потеряло актуальности и в наши дни.

Евгений Георгиевич Родд внёс весомый вклад в изучение энтомологической фауны, его именем названы пять видов насекомых.

Семья

В работе над коллекциями Барнаульского музея Евгению Георгиевичу помогала его жена — Елизавета Ивановна (урожденная Горетовская[6]). Вместе с супругой они воспитали двоих сыновей (Анатолий, 1900 г.р. и Владимир, 1902 г.р.), двух дочерей (Тамара, 1904 г.р. и др.дочь) и двоих племянников[7]. В их дружной семье всегда были рады многочисленным друзьям и гостям.

Однако в годы сталинских репрессий беда не обошла и их дом. С 1930 года учёный, как бывший царский чиновник, был в немилости у советской власти и испытывал на себе повышенное «внимание» охранки ОГПУ. Ему самому «удалось» уйти из жизни своей смертью, хотя против него готовились репрессии.

Жена, Елизавета Ивановна Родд (1879—1952), после смерти мужа с дочерьми и внуками переехала в Алма-Ату (тогда город был в составе Казакской АССР РСФСР).

Сын Владимир был в ссылке в Иркутске, здесь в 1935 году был назначен директором Иркутского опорного пункта Всесоюзного института защиты растений. Вновь был арестован органами НКВД 9 октября 1938 года. Приговорён УНКВД Иркутской области 16 октября 1939 года по обвинению по статье 58-1«а», и статье 11 УК РСФСР к заключению в ГУЛАГ как «враг народа». В дальнейшем дело было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Жил в Иркутске.

Сын Анатолий не занимал руководящих должностей в советское время. Жил в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 года был призван на фронт, войну закончил гвардии красноармейцем, награждён боевым орденом Красной Звезды (04.03.1944).

Дочь Тамара в конце августа 1941 года добровольцем пошла на фронт, войну закончила старшим сержантом; награждена боевым орденом Красной Звезды (10.12.1942). Жила в городе Алма-Ате.

Литература

  • Грисюк М.П. 125 лет со дня рождения энтомолога, лесовода, краеведа Е.Г. Родда (1871—1933) // Страницы истории Алтая: 1996 год. — Барнаул, 1995. — С.56—61.
  • Грисюк М.П. Родд Евгений Георгиевич (1871—1933) — лесовод, энтомолог. // Энциклопедия Алтайского края. — Барнаул, 1996. — Т. 2. — С.310.
  • Коржов В.М. Главный лесничий: учёный Е.Г. Родд. // Покорители вершин. Календарь памяти: очерки, статьи. — Барнаул, 2013. — С.75—78.
  • Коршунов Ю. Неутомимый исследователь природы [К 115-летию со дня его рождения Е.Г. Родда] // «Вечерний Новосибирск»: Имя в истории города. — Новосибирск, 1986. — № 279(8764). — Пятница, 5 декабря. — Электронный ресурс: www.jugan.narod.ru.
  • Крылов Г.В., Завалишин В.В., Казакова Н.Ф. Исследователи природы Западной Сибири. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.


Примечания

  1. Ныне исчезающее селение (деревенька) Каменное, в которой на 2015 год жило всего 8 человек, относится к территории сельского поселения села Заклинье Рамешковского района Тверской области России.
  2. Кожанчиков, Василий Дмитриевич (1866–19??), известный энтомолог, с 1915 по 1929 гг. директор Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова.
  3. Гербарий имени П.Н. Крылова Томского университета. Список коллекций гербария.
  4. Впрочем, и гражданский чин и аристократическое сословие дополнительных средств к существованию учёного не добавляли.
  5. Весной 1931 года, в годы одной из первых волн массовых сталинских репрессий, после серии арестов «врагов народа» из числа руководителей (видных сибирских учёных) организация была ликвидирована. Её члены продолжали находиться под следствием до 1933 года как «потенциальные враги народа».
  6. Старшая дочь алтайского протоиерея Ивана Евлампиевича Горетовского.
  7. Племянники, это вероятно дети Василия Ивановича Горетовского — военного врача, умершего в Первую мировую войну (брат Елизаветы Ивановны Родд, жены Е.Г. Родда).

Ссылки