Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Василий Антонович Астукевич

Материал из Товики — томской вики

Васи́лий Анто́нович Астуке́вич — участник (герой-орденоносец) и ветеран Великой Отечественной войны, боевой лётчик авиации Балтийского флота, представлен в мае 1945 к званию Героя Советского Союза[1].
.

Биография

История жизни Василия Антоновича Астукевича полна загадок и подробных его биографических данных пока не собрано.

Однозначно известно следующее. Родился в деревне Кирьяновка Богородской волости[2] Томского уезда Томской губернии в 1922 году.

Член ВЛКСМ с 1938 года. Был учащимся вуза или ссуза, когда в 1941 году был зачислен в некое училище военных лётчиков морской авиации.

Затем в 1941—1944 гг. служил в частях ВВС морской авиации, которые не принимали участие в боевых вылетах на фронтах Великой Отечественной войны — ни на западе страны, ни в рамках Дальневосточного фронта.

В боевой авиации в действующей армии (авиация Краснознамённого Балтийского фронта, Ленинградский и Прибалтийские фронты) — с 28 октября 1944 года — в качестве военного лётчика 1-ой авиаэскадрии 51-го минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной Авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. Полк базировался тогда на аэродроме Паневежис (Эстонская ССР) в звании младшего лейтенанта авиации.

С первых же дней участвовал в боевых вылетах, было отмечено, что в боях постоянно проявлял отвагу, мужество и геройство.

Свидетелями зафиксировано, что 19 ноября 1944 года, не смотря на мощный зенитный огонь, точным топмачтовым ударом с воздуха В.А. Астукечич поразил в Балтийском море один их 3-х миноносец вооружённых [ фашистской Германии, отмеченных в военные годы на счету авиаполка. После этой атаки миноносец через несколько минут утонул. Враг понёс весомый ущерб в боевой технике и многочисленные (ок. 100 человек) потери личного состава военных моряков. За этот бой фашисты объявили приз в 28 тысяч марок тому, кто пленит или уничтожит лётчика В.А. Астукевича. К слову сказать, таких именных врагов для фашистской Германии среди советских лётчиков в годы Великой Отечественной войны было всего 19 человек.

09.12.1944 Василий Астукевич был представлен к награждению высокой правительственной наградой — орденом Боевого Красного Знамени. Награда была вручена 20 января 1945 года.

20 декабря 1944 года младший лейтенант В.А. Астукевич в море был уничтожен транспорт противника с военными грузами водоизмещение 7000 тонн. За высокоэффективные боевые действия в ноябре и боевые успехи в декабре 1944 года командованием полка 26.12.1944 был представлен к награждению высокой правительственной наградой — орденом Боевого Красного Знамени. Награда была вручена 10 февраля 1945 года. Далее молодой офицер получил должность командира звена самолётов авиаэскадрильи.

15 февраля 1945 года 1-я и 2-я авиаэскадрильи 51-го авиаполка полка МТАП перелетела на аэродром Паланга, однако уже 9 марта полк полным составом перелетел на аэродром Грабштейн под Клайпедой (тогда Мемель).

При кровопролитной битве в Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга, авиация Балтийского флота непосредственно ударов по цитадели не наносила, но блокировала с моря все транспортные сообщения немецкого осаждённого гарнизона. В этих вылетах командир экипажа морского бомбардировщика-торпедоносца В.А. Астукевич отличился уничтожением военно-транспортного судна водоизмещением 8000 тонн[3].

5 апреля 1945 года, за отличия в боях 51-й полк МТАП был награждён орденом Боевого Красного Знамени, стал Краснознамённым. 20 апреля 1945 года, за доблесть и мужество, полк был награждён орденом Ушакова II степени.

В апреле 1945 года полк участвовал в охоте за немецким линкором «Шлезиен», которого защищала группа кораблей, в составе которой были вспомогательный линкор «Орион», крейсер «Принц Ойген», три эскадренных миноносца, сторожевой корабль — они помогали прохождению каравана фашистских военно-транспортных судов. Экипаж лейтенанта В.А. Астукевича, как и ряд других экипажей, проявили героизм, прорываясь к целям сквозь плотный огонь зенитных орудий противника. В результате этих атак авиаполка были потоплены линкор «Шлезиен», линкор «Орион» (7021 тонна), шесть транспортов общим водоизмещением 29000 тонн, два эскадренных миноносца, два тральщика и сторожевой корабль. «Решающий удар по линкору нанесли экипажи командиров звеньев В.А. Астукевича, А.Г. Горбушкина и лётчика И.А. Ермышкина. В результате атаки на линкоре возникло несколько больших и малых очагов пожара и он затонул. На мелководье корабль, погружаясь в воду, сел на грунт…»[4].

С 29 апреля 1945 г. 51-й МТАП перебазировался на аэродром Кольберг в Восточной Пруссии (ныне — город Колобжег, Польша). Казалось, что 8 мая в полку выполнены последние боевые вылеты в этой войне, ночью стало известно о капитуляции немецко-фашистских войск; 9 мая командованием для полка был объявлен днём отдыха, свободным от полётов. Днём ранее командование дивизии представило военного лётчика лейтенанта В.А. Астукевича к званию Героя Советского Союза за личное мужество, геройство, инициативу и отвагу в боях весны 1945 года. Нет информации о присвоении этого звания Президиумом Верховного Совета СССР, но известно, что летом 1945 года герой-лётчик был награждён ещё одним высоким государственным орденом Боевого Красного Знамени.

Однако 9 мая потупила тревога и звонок из штаба ВВС Балтийского флота: всем, имеющимся в наличии боевым машинам полка срочно вылететь в море — части фашистских войск удирают с мыса Хель и из Курляндии в нейтральную Швецию. Приказано обнаружить караваны судов и заставить соблюдать условия капитуляции. В случае отказа — уничтожить сопротивляющегося противника. Первую группу самолётов вёл командир первой эскадрильи капитан П.Д. Тимофеев. В неё входили экипажи лётчиков А.М. Сушицкого, В.П. Фоменко и В.А. Астукевича. Был дан предупредительный огонь перед конвоем судов, приказывающий остановиться. Вместо ответа с фашистских кораблей был открыт по самолётам полка плотный заградительный огонь. Неудача постигла экипаж лейтенанта Астукевича. Снарядом из зенитного орудия перебило гидросистему самолёта. Лётчику с трудом удалось довести машину до аэродрома и совершить посадку. Оставшиеся самолёты полка потопили боевые корабли сопровождения каравана и немцы на транспортных судах сдались в плен. Так закончился первый «послевоенный» день, день 9 мая 1945 года.


Вполне вероятно, что после войны молодой ас авиации В.А. Астукевич продолжил службу в военной авиации и мог быть награждён в период до 1959 года ещё одним орденом Боевого Красного Знамени. О четырёх таких наградах сообщал в 2015 году музей Томского приборного завода.

О смелости и героизме В.А. Астукевича упоминает в своих военно-мемуарных книгах военный лётчик БалтФлота И.Ф. Орленко (книга «Крылатые торпедоносцы» и «Мы — „Таллинские“»). В частности, описывая обстоятельства разведывательного вылета экипажа бомбардировщика-торпедоносца лейтенанта В.А. Астукевича 18 марта 1945 года, он указывает[5]:

…Кого послать [в воздушную доразведку по проверке данных о движении морского конвоя противника]?
— Астукевича? — предложил [комполка] Иванов. За нашими доразведчиками в полку прочно закрепилась слава «непробиваемых», их уважительно называли «железными парнями», учитывая их умение действовать в одиночку, готовность отражать атаки «мессеров», вести длительное наблюдение, постоянно подвергаясь обстрелу зениток. Командир звена В.А. Астукевич, его штурман И.Т. Лобуко и стрелок-радист Левшин принадлежали к касте «непробиваемых». …Астукевич отлично справился с делом.


Известно, что с созданием в Томске оборонного Приборного завода в 1959 году В.А. Астукевич работал в службе охраны этого предприятия — до выхода на пенсию в 1982 году. Жил и работал предельно скромно, о своей боевой юности не говорил и о его героизме в годы войны даже ветеранские организации до середины 2010-х гг. практически не подозревали.

Награды

Литература

  • Архив ЦАМО РФ: Фонд 88, Опись 2, Ед. хр. 187, док. № 7576004.
  • Климычева Юлия. Ровесник космической эры [о Томском приборном заводе и его работниках, в т.ч. об В.А. Астукевиче] // «Выходной», прил.к газ. «Красное знамя». — Томск, 2015. — 1 июня. — Электронный ресурс: krasnoeznamya.tomsk.ru.


Примечания

  1. а б в В военных архивах нет однозначных данных о присвоении этого звания: архив ЦАМО РФ утверждает, что звание было присвоено, но данных об соответствующем Указе нигде не приводится. Музей истории ТПЗ также считает его Героем, но пока подтверждени из военкоматов Министерства обороны не получил. Как и опровержений этого утверждения.
  2. Деревня исчезла не позднее 1967 года. Место урочища Кирьяновка расположено примерно между деревнями Вознесенка и Кайтес современного Шегарского района.
  3. Эпизод упоминает в мемуарах И.Ф. Орленко в книге «[https://coollib.com/b/55491/read Крылатые торпедоносцы».
  4. И.Ф. Орленко. «Мы — „Таллинские“».
  5. Орленко И.Ф. «Крылатые торпедоносцы».
  6. О четырёх орденах Боевого Красного Знамени пишет томская областная газета «Красное знамя» в заметке от 1 июня 2015 года.

Ссылки