Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Иван Тихонович Марченко

Материал из Товики — томской вики
Иван Тихонович Марченко
Герб Советского Союза
(государственные деятели)
Герб РСФСР
(государственные деятели)
Герб Томской области

Ива́н Ти́хонович Ма́рченко ( 25 июля (7 августа) 1908, Брянск, Брянская губерния, Российская Империя — 14 сентября 1972, Москва, СССР) — советский государственный деятель, в 1959—1965 гг. был фактическим руководителем Томской области, занимая пост первого секретаря Томского ОК КПСС. Министр местной промышленности РСФСР в 1965—1972. Депутат Верховного Совета СССР и депутат Верховного Совета РСФСР. Член ЦК КПСС.


Биография

Родился в рабочей семье в городе Брянске, в одном из рабочих посёлков при станции Брянск-II. Отец его, Тихон Иванович Марченко (ум.в 1929), происходил из крестьян села Алешенка (Богородицкое) Пролысовской волости Трубчевского уезда[1]. Переехав на постоянное жительство в Брянск в 1901 году, он до конца жизни работал кондуктором поездов Московско-Киевской железной дороги. В его семье было 8 детей.

После окончания железнодорожной школы в 1924 году, в возрасте 16 лет, Иван Марченко поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при паровозном депо станции Брянск, по окончании которой работал слесарем, затем помощником машиниста паровоза. В 1925 году, уже будучи рабочим, Иван Тихонович вступил в ряды ВЛКСМ, а в сентябре 1928 года (т.е. в 20 полных лет) он стал кандидатом в члены ВКП(б). Зарегистрировал его Фокино-Володарский районный комитет партии.

С 1929 года — член ВКП(б).

После окончания в 1930 году шестимесячных курсов по подготовке во ВТУЗ, организованных Брянским участковым комитетом профсоюза железнодорожного транспорта, Иван Марченко в том же году поступил на электротяговый факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени Э.Я. Рудзутака (ЛИИЖТ).

В 1935 окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н. Образцова (ЛИИЖТ)[2], получил специальность инженера по электроподвижному составу. С 1935 работал в должности инженера-проектанта, затем назначен заместителем начальника факультета, а через год руководителем аспирантуры в том же институте.

В 1938 — начальник политического отдела[3] Западной железной дороги[4] (Смоленск). Уже в 1939 году Иван Тихонович получил первую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени за выдающиеся успехи в деле подъёма железнодорожного транспорта и проявленные образцы социалистического труда. В марте 1939 года на 2-й Смоленской областной партконференции он был избран делегатом на XVIII съезд ВКП(б) с правом решающего голоса, через год — в марте 1940 года — членом Смоленского обкома ВКП(б).

С началом Великой Отечественной войны, по поручению ЦК ВКП(б), вёл работу по созданию партизанских отрядов на территории временно оккупированной Смоленской области. В 1943 году был назначен начальником центральной группы контроля Наркомата (министерства) путей сообщения СССР. В 1944 году назначен директором паровозоремонтного завода в городе Великие Луки. С 1946 работал начальником Московского отделения Западной железной дороги МПС СССР. В условиях военного времени и военизированного характера системы железных дорог, должности, занимаемые в 1944—1946 гг. соответствовали генеральским по военной номенклатуре. В феврале 1946 года он был командирован на 2 месяца в Китай, город Харбин, на должность начальника отделения Китайско-Чанчуньской железной дороги, которая до августа 1945 года носила название Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и в то время принадлежала Советскому Союзу. Затем последовало возвращение в Москву и назначение заместителем начальника оперативной группы той же дороги при Министерстве путей сообщения СССР.

В октябре 1946 года, генерал-директор тяги III ранга И.Т. Марченко был назначен начальником Московского отделения Западной железной дороги. В 1947 году за успешное выполнение особого задания по переброске войск, приказом Главнокомандующего сухопутными войсками маршала Конева, Иван Тихонович был награждён ценным подарком — именными часами. В июле 1951 года за выслугу лет и безупречную работу на железнодорожном транспорте он получил второй орден Трудового Красного Знамени.

В 1951 избран первым секретарём Советского райкома ВКП(б) города Москвы, в 1954—1959 был вторым секретарём Московского горкома КПСС (МГК КПСС). МГК КПСС — крупнейшая в стране территориальная партийная организация. Руководла всеми аспектами жизни, послевоенного восстановления и развития столицы СССР. Находясь на этом высоком посту, в феврале 1957 года за успешное выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов и культурно-бытовых зданий, создание индустриальной базы и внедрение новых прогрессивных методов строительства в городе Москве Иван Тихонович Марченко был награждён орденом Ленина. В должности второго секретаря МГК Иван Тихонович проработал 5 лет.

В мае 1959 года избран первым секретарём Томского обкома КПСС.

Об обстоятельствах перевода Ивана Тихоновича на новую работу рассказал в своих воспоминаниях Е.А. Вологдин, работавший помощником Ивана Тихоновича в томском обкоме.

В середине 1950-х годов фактический руководитель страны, первый секретарь ЦК КПСС тов. Н.С. Хрущёв выступил с идеей реформирования системы управления промышленностью и строительством. Предлагалось упразднить отраслевые министерства и перейти к территориальному принципу управления по экономическим административным районам во главе с советами народного хозяйства (совнархозами). На одном из совещаний руководящих партийных и советских работников в ЦК КПСС И.Т. Марченко вместе с И.В. Капитоновым, первым секретарём Московского обкома КПСС, откровенно высказались против создания совнархозов и предложили с привлечением учёных и опытных, зрелых руководителей промышленности и строительства организовать активный поиск более эффективных путей и средств дальнейшего подъема и развития народного хозяйства, повышения его эффективности. Хрущёв с доводами Капитонова и Марченко не согласился, подверг их резкой критике. Вскоре И. Капитонов из Подмосковья был переведён в провинциальный город Иваново, якобы в порядке укрепления партийного руководства Ивановской областной парторганизации, а И.Т. Марченко оказался в далёком от Москвы Томске

Будучи человеком крепкого характера, Иван Тихонович не унывал и ни на что не жаловался. Он быстро вник в жизнь областной партийной организации, работал с настроением, постоянно опираясь на горкомы и райкомы КПСС, первичные партийные организации. Иван Тихонович был требовательным человеком, как и многие другие руководители. И его требовательность возрастала к работникам, занимающим по службе более высокое положение. В то же время он отличался особым вниманием к людям, заботой об их нуждах и запросах. По воспоминаниям Е.А. Вологдина, ни один секретарь обкома, работавший до него, так щепетильно не относился к организации личного приёма граждан в обкоме, рассмотрению их заявлений и жалоб. Не проходило ни одной недели, чтобы он, находясь в Томске, не встретился с посетителями, пришедших к нему на приём. Понятно, что всех желающих принять он лично не мог, но 5—7 человек он принимал. У него хватало терпения и выдержки выслушать все, в том числе часто нелицеприятные высказывания (страна жила бедно, в городе был вал острых социальных проблем).

Как фактический руководитель обширной области И.Т. Марченко по возможности старался посетить её самые отделенные уголки. В начале 1960-х годов он решил съездить на Васюган, где в 1930-е годы вынуждены были поселяться спецпереселенцы, а в 1963 году геологами было открыто Северо-Васюганское месторождение природного наза. На самолёте Як-12, бравшем на борт трёх пассажиров, Иван Тихонович совместно с М.Ф. Бабановым, заместителем председателя облисполкома, и помощником Е.А. Вологдиным полетели на Васюган. Многие поселения, нанесенные на карту области в конце сороковых годов, опустели, строения развалились, поросли крапивой и бурьяном. От некоторых посёлков и следов не осталось. Приземлиться удалось, не без риска, лишь в двух местах. Вскоре после этой поездки на север на одном из заседаний бюро обкома, уже вне повестки дня, И.Т. Марченко сказал, что надо бы подумать об освоении Васюганских земель, а также поднял вопрос о необходимости сосредоточить внимание на таком важном и перспективном вопросе, как освоение нефти и газа области. Промышленникам обкома было дано поручение организовать с привлечением геологов и учёных проведение научно-производственной конференции по этой теме. Однако по независящим от областных органов власти причинам разработка Северо-Васюганского месторождения была отложена на неопределенный срок. Стоит отметить, что месторождение, запасы которого по оценкам специалистов составляют 29 млрд. т. газа и 6,3 млрд. т. конденсата, было введено в эксплуатацию лишь в 2002 году… В целом же местная партийная и управленческая элита И.Т. Марченко открыто недолюбливала: ко второй половине 1950-х, после волны ГУЛАГа и соответствующих процессов в экономике и обществе, в Томске сложилась ситуация застоя и стагнации, отсутствия у управленических элит инициативы, желания прорыва, недовольства ко всему, что пытается всколыхнуть это болото. Характерна ситуация со стагнацией в томской науке, когда местные научные деятели (все — весьма немолодого возраста), попросту отказались от размещения в Томске экспериментального Академгородка АН СССР и тем самым вскоре было ликвидировано в Томске Западно-Сибирское отделение АН СССР, возродившееся в новом новосибирском Академгородке как СО АН СССР… Город, после перевода из него массы учреждений науки, культуры, образования и промышленности в Новосибирск в 1920-х — 1940-х гг., представлял собой большой районный центр с сельским колоритом: в центре города паслись козы, коровы, на улице Советской трамвай разгонял стаи кур… К слову сказать, встряхнуть болото местного истеблишмента удалось только через 10 лет энергичному и целеустремлённому Е.К. Лигачёву, заменившему тормозящий слой кадров на системно-мыслящих и творчески активных людей, способных к управлению в условиях динамически развивающихся общенациональных и региональных социально-экономических проектов. «Болото» сдаст свои позиции, без своего следа в истории Томской области. Деятельный Марченко, попытавшийся призвать к порядку местные кланы партийно-хозяйственной номенклатуры (см., в том числе, воспоминания Е.А. Вологдина), не могли не вызвать отторжения. Особенно не сложились отношения с руководителями ТИРиЭТа, которые долго потом негативно отзывались о Марченко и его руководстве, — в связи с тем, что тогда обком партии не поспособствовал становлению этого вуза, направил имеющиеся малочисленные ресурсы на попытку решения социальных проблем города. В штаб партии, в ЦК КПСС стали поступать сигналы

В ноябре 1965 года ЦК КПСС решил освободить тов. И.Т. Марченко от обязанностей первого секретаря Томского обкома КПСС (приемником стал Е.К. Лигачёв) и назначить его министром местной промышленности РСФСР.

Новое назначение в Москве вполне закономерно состоялось через год после отстранения Н.С. Хрущева от власти и избрания первым секретарём (в дальнейшем — генеральным секретарём) ЦК КПСС Л.И. Брежнева. В Москву вернулся и И.В. Капитонов, который был избран секретарём ЦК КПСС. В августе 1966 года Иван Тихонович был награжден третьим орденом Трудового Красного Знамени за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по производству товаров народного потребления и заслуги в развитии местной промышленности.

Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, пятого (1956 год) и шестого (1962 год) созывов и депутатом Верховного Совета РСФСР седьмого созыва (1967 год).

Был членом ЦК КПСС.

Избирался делегатом XXII съезда партии с правом решающего голоса.

Умер 14 сентября 1972 года в городе Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

Источники


Примечания

  1. Ныне село Алешенка, Навлинский район Брянской области.
  2. Ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I.
  3. В те годы политотдел в армии и на военизированной железной дороге — орган красных комиссаров по контролю политической благонадёжности руководителей и специалистов (военспецов), а также орган агитации и пропаганды диктатуры победившей партии, элемент воинствующего большевизма.
  4. Западная железная дорога, начальником политотдела которой был Иван Тихонович Марченко, проходила по территории Московской, Смоленской, Брянской областей и частично по территории Белорусской ССР. Основное направление: Москва — Вязьма — Смоленск — Минск, с отворотами на Рославль/Жуковку, Ржев, Витебск и Полоцк. Дорога была упразднена не позднее середины 1950-х годов. В настоящее время она практически целиком входит в состав Московской железной дороги (за исключением белорусской её части, которая входит в состав железных дорог Белоруссии).
  5. Ветераны войны, награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», впоследствии были награждены юбилейными наградами: медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965) и нагрудным ветеранским знаком-медалью «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (1970)

Ссылки