Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Вадим Матвеевич Мизеров

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «В.М. Мизеров»)
Художник В.М. Мизеров

Вади́м Матве́евич Ми́зеров (4 (16 — по н.с.) мая 1889, Красноуфимск, Пермской губернии[1] — 21 ноября 1954, Томск) — известный томский художник.


Биография

Родился в конце XIX века на Урале в семье знаменитого красноуфимского доктора медицины, который был не чужд искусству. Окончил реальное училище и в 1913 — Казанскую художественную школу (на правах института) — окончил одновременно 2 факультета: архитектурный и живописно-педагогический, получив звание техника по архитектуре и учителя рисования. Ученик известного живописца Н.И. Фешина. С 1914 по 1920 год жил в Кургане, преподавал рисование в гимназии. В период Гражданской войны, весной 1920 года В. Мизеров, поселился в Томске. Здесь он много писал акварелью, часто работал в Университетской роще. Занимался частной практикой учителя рисования, преподавал живопись.

В Томске Вадим Матвеевич встретил другую аудиторию — не школьников, а студентов, среди которых было немало и взрослых людей. Для этой аудитории, как он вскоре понял, требовалась перестройка казанских программ, так как простая практика преподавания была непригодна. Обладая художественным дарованием и будучи достаточно опытным учителем рисования, Вадим Матвеевич посвятил многие годы разработке методики преподавания рисования и графики. И в этом он добился немалого. В условиях нужды много работал оформителем, занимался преподавательской деятельностью. Принял участие в сентябрьской (1922) выставке работ томских художников — тогда экспонировалось 200 работ, в том числе, кроме В. Мизерова, произведения З.А. Рокачевского, И.Н. Введенского[2], Н.Ф. Смолина, Ю.Ю. Блюменталь, Н.Г. Игнатовской, В.О. Солодовникова, М.М. Полякова, А.Н. Тихомирова и др.

В первые годы пребывания в Томске В.М. Мизеров не мог в полной мере осуществить задуманные планы, так как в средних школах и вузах в 1920-е гг. лишь нащупывались правильные пути перестройки старой школы живописи. В эти годы к преподаванию таких предметов, как рисование и черчение, требования были снижены, тем не менее талант художника был востребован, c 1923 он работал в различных томских школах и в вузах. Для Вадима Матвеевича это были трудные годы. Не желая расставаться с любимым делом, он вынужден был изыскивать дополнительные средства к существованию, так как ничтожное число учебных часов рисования в средних школах Томска не обеспечивало необходимого жизненного уровня. О реализации своих творческих устремлений было трудно думать. Продолжал писать картины, предпочитал работать акварелью. По воспоминаниям современников: …Томский отдел народного образования (1921) создает лекторские группы из учителей и преподавателей для поездки в деревню с целью агитации и пропаганды знаний. Одним из активных организаторов таких групп постоянно являлся Вадим Матвеевич. Вот как он об этом вспоминал:

«Приезжаем в село, договариваемся с сельским клубом о проведении лекций. Часть из них, посвященная народному творчеству, сопровождалась художественным оформлением. Литератор М.П. Кувшинская по памяти передает фрагменты из русских сказок и повестей, а я мелком на классной доске тут же, по ходу лекции, иллюстрирую рассказанное. Дети, да и взрослые, слушали и смотрели, затаив дыхание, буквально с разинутыми ртами. Вот где я понял, как надо народу подавать русское художественное слово»

. Следует к этому добавить, что описываемые события происходили в те годы, когда в деревне не все слышали о кино, а про радио даже и молвы не было…[3]

Вадим Матвеевич возвращался в Томск после каждой такой поездки с творческим подъемом. Подобные поездки продолжались до осени 1922 года. Тягчайшее время было позади, но перспективы были более чем скромными. Учителя рисования, не говоря уже о «чистых» художниках, всё ещё были не в чести, так как этот предмет продолжал оставаться второстепенным[4].

В те годы существовало добровольное общество «Друзья детей», которым были организованы группы по обучению ребят из детских домов различным специальностям, и в том числе фотоделу. Фотостудией для детдомовцев в то время руководил известный фотограф Ш.Н. Пеньков. Естественно, что ребята, обучавшиеся в фотостудии, нуждались в художественном образовании. В связи с этим прим.в 1921 году Вадим Матвеевич предложил открыть платную художественную студию с предоставлением 35—40% бесплатных мест для бывших беспризорников[5], помещенных в местные детские дома[6].

Осенью 1922 года в Томске по ул. Торговой, в доме № 14 (ныне это дом по ул. Вершинина, № 16) арендуется часть комнат верхнего этажа двухэтажного дома, где устраивается художественная студия для детей. В первый год она имела две группы, а затем четыре. Иногда в группе было по четыре-пять мальчиков из бывших беспризорников. Некоторые группы состояли целиком из воспитанников детдомов[7].

В 1922—1924 годы студию посещал Борис[8] - сын Вадима Матвеевича, по его словам, здесь обучались будущие знаменитости: …два брата Либеровы, из которых Алексей — заслуженный художник РСФСР, ведущий художник Омска; Николай Лупов, в будущем архитектор; Жорж Нагорский, впоследствии геолог, Валентина Михайловна Хлопкова, не раз позировавшая в студии и известная томичам по персональным выставкам Вадима Матвеевича; Зинаида Константиновна Кольцова — художник; Вера Михайловна Кудрявцева, позже профессор-физик Томского университета; Любовь Николаевна Березнеговская, позднее профессор-биолог Томского мединститута; Е. Шумилова, позднее профессор-ботаник Томского университета; Посохин Миша, позднее главный архитектор города Москвы, один из авторов проекта Кремлёвского Дворца Съездов; Константин Григорьевич Залозный, ставший председателем Томского отделения Союза художников РСФСР, заслуженный художник РСФСР. Учеником студии тех лет являлся Алексей Михайлович Хлопков, позднее профессор (гистолог) Томского мединститута. Свои работы и лекции он сам иллюстрировал акварельными рисунками. «Как мне в этом помогли занятия в художественной студии Вадима Матвеевича!» — говорил впоследствии Алексей Михайлович, — «Ведь тогда цветной фотографии в Томске, да и вообще, ещё не существовало»[9]. Также из известных учеников этой студии вышли такие известные художники, как С. Захаров, Г. Ламанов, М. Горбатенко, В. Гроховский, В. Попов и др., среди его учеников был будущий доктор архитектуры профессор Е. Ащепков.

В 1923 году В.М. Мизеров был приглашён принять участие в конкурсе на занятие должности преподавателя рисования с чтением курса «Перспектива и тени» в Сибирском технологическом институте имени Дзержинского на Кафедре архитектуры, возглавляемой известным зодчим Сибири профессором А.А. Крячковым. Так как к этому времени за Вадимом Матвеевичем в Томске утвердилось доброе имя хорошего художника и педагога, он был единогласно избран штатным преподавателем. Будучи художником но призванию, а по диплому — окончившим курсы архитектурного отделения Казанской академической художественной школы, Вадим Матвеевич в технологическом институте впервые почувствовал полноту отдачи своих художественных знаний. Более 20 лет он проработал в этом вузе, который после серии реорганизаций с 1944 года стал Томским политехническим институтом (ТПИ).

В 1925 году в Томском Краеведческом музее были устроены 3 художественные выставки, что имело большое культурное значение для города: практически все иногородние художники, оказавшиеся в годы Гражданской войны в Томске, покинули нашу губернию в 1921—1923. На выставках 1925 года экспонировали свои работы В.М. Мизеров, Н.Ф. Смолин, В.О. Солодовников, Е.Г. Мако-Тюменцева, Н.Г. Игнатовский, И.Н. Введенский. Выставки посетило ок. 4000 человек.

В 1927—1928 гг. силами объединений томских художников «Новая Сибирь» и «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) было организовано 2 крупных выставки в Томске, в городе, к тому времени лишённому новой властью статуса губернского центра, региональной культурной столицы.

В 1927 году В.М. Мизеров становится организатором и, с 1928, — руководителем томского отделения Художественного объединения «Новая Сибирь», возникшего в 1925 году в Нивониколаевске.

В 1929—1935 в Томске реорганизуются художественные студии и объединения художников: произошёл второй советский исход художников, когда в 1930-м советской властью за Новосибирском был закреплён статус ведущего города Сибири (который уступал тогда в несколько раз по численности населения Томску). Тем не менее в 1933 году в Томске был создан филиал Союза советских художников, хоть и крайне редко, но проводились выставки, тлела культурная жизнь.

Участник Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры и архитектуры, на которой было представлено более семисот экспонатов семидесяти двух художников края. Большинство их работ, в духе времени, отражало «тему труда».

Всплеск активности художников приходится на годы Великой Отечественной войны, когда в Томск приехали в эвакуацию многие известные русские живописцы. Художники выпускали агитационные плакаты «Окна ТАСС», занимались газетно-журнальной графикой, карикатурами. В 1942 году состоялась крупная (Томского округа) выставка «За Родину», на которой было выставлено ок. 100 работ художников В.М. Мизерова, С.И. Голубина, В.И. Лукина, В.Г. Халявина и др. Лучшие картины позднее экспонировались в Москве, в Третьяковской галерее. В 1940-х, среди нескольких других, в Томске работала и художественная студия В.М. Мизерова — при Доме учёных.

В 1946-м было создано Томское областное отделение Союза советских художников, и с этого момента В.М. Мизеров — член СХ СССР.

Свою первую художественную премию В. Мизеров получил за проект «Часовня для Томска». Диплом Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР получил за портрет академика Савиных на Всесибирской межобластной художественной выставке в Новосибирске в 1947 году. В целом на этой выставке было представлено около 20-ти работ художника. Мастерство В. Мизерова было оценено местными художниками и ему поручили в Томском отделении Союза художников вести художественную студию «повышения квалификации». Участвовал в коллективных выставках в Томске, Уфе, Новосибирске, Красноярске, Омске, Иркутске, Москве.

В.М. Мизеров.1950-е гг. Телефото ТВ-2 с фильма З.-С.студии кинохроники, 1959
Доктор А.Г. Савиных. Картина художника В.М. Мизерова, 1940-е гг. Телефото ТВ-2 с фильма З.-С.студии кинохроники, 1959

Кроме чисто творческих дел Вадим Мизеров всю жизнь преподавал рисование и воспитал целое поколение живописцев, архитекторов, графиков, составлял оригинальные программы обучения рисования.

В этот период художник жил в Томске в доме по ул. Гагарина, 44, что рядом с современным «Домом Охотника».

Умер Вадим Матвеевич Мизеров в возрасте 65-ти лет, в 1954 году. Причиной смерти официально указали некую болезнь, однако смерть стала последствием пыток и избиений в отделе МВД города Томска, куда его задержали по подозрению (так и не подтвердившемуся) в причастности к смерти его друга[10].

Похоронен в Томске на Южном кладбище.

Уже после смерти художника, в 1968 году Томским отделением Союза художников была организована его первая персональная выставка.

Работы художника хранятся в собрании Томского областного художественного музея, в Новосибирском государственном художественном музее, в музеях Иркутска и Красноярска.

Выставки

Большая выставка работ маэстро, о которой был снят сюжет в кинохронику «Сибирь на экране», была выставлена в залах Томского областного краеведческого музея в 1959 году.[11]

Первая персональная выставка работ состоялась в Томском Доме Учёных в 1968, через 14 лет после кончины. Вторая — к 100-летию со дня рождения — в 1989 году в помещении Томского областного художественного музея. В 1993 году выпущен каталог работ Вадима Мизерова, находящихся в музеях и картинных галереях Томска, Новосибирска, Красноярска и Иркутска. В начале XXI века вдова художника В.М. Гладкова передала на хранение в [[.|Томский областной краеведческий музей]] мемориальный комплекс личных вещей и фотографий художника.

18 мая 2010 года в Томском Областном художественном музее вновь открылась выставка «Маэстро акварели Вадим Мизеров», - «мастера чистой акварели, томского Чистякова» (по определению его учеников), одного из самых ярких сибирских художников, подготовлена из 30 избранных произведений художника[12].

С 27 декабря 2019 года в Научно-технической библиотеке ТПУ (ул. Белинского, 53-А) была открыта выставка, посвящённая 130-летию со дня рождения художника.

Литература

  • Бузанова В. Мизеров Вадим Матвеевич. // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города / Под ред. д-ра ист.наук Н.М. Дмитриенко. — Томск: изд-во НТЛ, 2004. — 440 с.:ил. — С. 209. ISBN 5-89503-211-7 — Электронный ресурс: vital.lib.tsu.ru.
  • Вадим Мизеров: каталог произведений: К 100-летию со дня рождения / Автор вступ. статьи и составитель Т.Н. Микуцкая. — Томск: Изд-во «Красное знамя», 1990. 16 с.: ил.
  • Гладкова В. М. Художник В.М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности // Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917—1945). — Новосибирск, 1984. — С.182—185.
  • Каталог произведений: Вадим Мизеров. — Томск, 1993.
  • Микуцкая Т. Мастер чистой акварели // обл.газета Томский вестник — краеведч.прил. «Елань». — Томск, 1994. — 7 мая.
  • Пупышева М. Мастер акварели. // юн.газ. Муравейник. — Томск, 2011. — 16 декабря (фото, илл.).  — Электронный ресурс: murav.tom.ru.

Кинохроника


Примечания

  1. В настоящее время город Красноуфимск — в составе Свердловской области.
  2. Внук профессора А.А. Введенского (ТГУ).
  3. Гладкова В. М. Художник В. М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности. — Новосибирск, 1984.
  4. Там же;
  5. См. «Борьба с беспризорностью»
  6. Гладкова В. М. Художник В.М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности. — Новосибирск, 1984.
  7. Там же;
  8. Борис Вадимович Мизеров — будущий учёный, сотрудник Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии Наук, Новосибирск
  9. Гладкова В. М. Художник В. М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности. Новосибирск, 1984.
  10. Как потом установили, причиной гибели его друга был несчастный случай. Нет информации о том, что кто-то из «органов» периода позднего ГУЛАГа понёс ответственность по делу о причинении смерти томскому художнику.
  11. Западно-Сибирская студия кинохроники. «Сибирь на экране», 1959.
  12. Томский обзор, 19.05.2010

Ссылки