Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.
Городские легенды
Городские легенды города Томска — предания устного и летописного характера тиражируемые из уст в уста. Дополняют или объясняют историческую картину прошлого, пересекаяс с мифотворчеством. Поскольку «миф — душа народа», то изучение этого наследия как части русской культуры в сочетании с посещением Музея славянской мифологии в городе Томске обогащает нашу духовную культуру и возвращает нашему мировоззрению мозаичную целостность.
- К популярным городским легендам относятся легенды о наличии томского метро, разветвлённых подземных ходов с кирпичной кладкой, не характерной для Томска 16-19 века. Подтверждение этих легенд станет настоящей сенсацией и прорывом в томской истории. На основе этих легенд томский автор под именем Не-Крестовский выпустил повесть «Томские трущобы», в советское время ходившая по рукам в самиздатовском варианте.
- Легенда о исторической зачистке артефактов истории Томской области в рамках глобальных процессов насильственной христианизации гласит, что только с територии города Томска и его окрестностей по указу царя Петра-1 в принудительном порядке изъято и тайным образом вывезено из города 16 обозов по 30 подвод каждый старинной литературы на основе старорусской хронологии. Иудохристианская «зачистка» (интерпретация под библейскую версию истории с «прополкой» всех выпадающих неудобных фактов) позволила заново прописывать версию отечественной истории, в которой русские лишились как минимум 1000 лет своей фиксированной истории. Теперь они якобы не имели до Кирилла и Мефодия своего письма. Археологические находки в Челябинской области города Аркаим возрастом до 6000 лет, остатков древнейшей цивилизации в Хакасии и Минусинской котловине, восстановление и тиражирование копий источников старорусской истории (вернее вед, грамот, хроник), их хорошее соотношение с древнеиранскими, британскими источниками позволяют утверждать о наличии русскоговорящего населения различных племён до 16 века на территории от Парижа до сегодняшей Находки. Приняв эту легенду на вооружение легче понять почему иностранцы проезжая по всей територрии страны по Транссибу испытывают культурный шок, видя что всё население имея различный внешний вид хорошо разговаривает по русски и понимает друг друга. Они понимают что складывание такого огромного государства в единое культурное цивилизационное пространство не могло быть делом нескольких столетий.
- Легенда о купчихе Асташихе, жене купца Асташева владеющего ранее зданием нынешнего краеведческого музея. Купчиха Асташиха является иногда привидением в Томском областном краеведческом музее.
- О наличии на территории нынешнего города Томска ещё более древнего города Грустина, обозначающегося как столица древнего царства (Арделаиб, Лукоморье), населённого странным народом (чудь), выставляющим свои товары для обмена на лотках и прилавках и уходящим от общения с иноземцем. И каждый иноземный купец сам оставлял в обмен за товары вознаграждение и удалялся без торга. Николай Новгородов выдвигает легенду о том, что возможно перегороженное устье реки Басандайка с прилегающим древним Басандайским городищем могли составлять гавань для прибывающих кораблей на входе в тот город.
- Легенда о том, что российский император Александр I не умер, а инспирировал свою смерть, и таким образом удалился от царского престола, продолжил служение людям в городе Томске в образе старца Феодора Кузьмича. Обосновался в нынешнем посёлке Хромовка. Поток людей приходили к нему за советом, и граф Толстой, будучи призван на Кавказскую войну загадочным образом оказывается с визитом в гостях у Старца Феодора Кузьмича. Свет отчасти проливает в этой истории то, что именно Александр I своим указом распустил в России (заметьте, на запретил) тайные масонские организации, тем самым перевёл их на иное положение, сделав их недосягаемыми для власти и правосудия. Томский автор книги Фёдоров посвятил математическому доказательству возможности совпадения двух исторических персонажей свою книгу-исследование, опирающееся на 67 источников, в то время как иные российские исследователи опираются не более чем на десяток архивных и документальных источников. Томская легенда став российской легендой приведёт многих исследователей в Томск и имеет возможность стать одной из ведущих легенд среди прочих.
- Легенды о Томи. Свое название г. Томск получил от имени реки, на которой он стоит. Ни одна река Сибири не имеет столько легенд, сколько имеет она — Тома. Так ласково называли реку местные жители — эуштинские татары. В переводе с кетского Тоом (в сегодняшнем звучании Томь) — означает «река». Это — и понятие, и название одновременно. Кеты, один из древнейших народов Сибири, вкладывали в такое наименование особый смысл: главная река, большая река, центр жизни. Есть и другой перевод у слова «Тоом» — «темный». За ним угадывается интересное наблюдение, сделанное теми же кетами. Тёмный, значит чистый, ключевой, горный. Не правда ли, что прозрачная, но глубокая вода всегда кажется темной.
- Легенда 1. На высоком берегу большой сибирской реки стоял хорошо укрепленный городок храброго князя эуштинцев Тояна. И родился у Тояна сын Ушай. С детских лет рос он бесстрашным и умелым воином. Никто не мог с ним сравниться в стрельбе из лука, в беге на лыжах. Неподалеку от Тоянова городка, у притока большой реки жил со своим племенем князь Басандай. И была у него красавица дочь Тома, ровесница Ушая. Многие знатные князья сватались за Тому, но Басандай мечтал выдать её за большого сибирского хана. Однажды во время охоты, преследуя сохатого, Ушай случайно оказался в угодьях Басандая. В это время княжна Тома прогуливалась по лесным тропкам. Увидев её, Ушай был сражён красотой девушки, а Тома поразилась силе и ловкости Ушая. И они полюбили друг друга. С той поры Ушай и Тома стали часто встречаться в условленном месте — на поляне. Во время очередного свидания их застал Басандай, разгневался и с позором выгнал со своих земель небогатого князя Ушая. Тома в отчаянии добежала до реки, возле которой жил любимый, и бросилась в неё. С тех пор реку эту называют Томой (Томью).
- Легенда 2. Имел Тоян прекрасную дочь — красавицу Тому. Для того чтобы объединиться, портив общих врагов — степняков, Тоян пообещал дочь в жены богатому и сильному соседу хану Басандаю. Но Тома и слышать об этом не хотела, так как любила бедного война хана Басандая — Ушая.
В трудном положении оказался Тоян — и дочь свою обидеть не хотел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов.
Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, много могучих воинов положил намертво, но был убит.
После гибели Ушая, Басандай обрушил свои многочисленные войска на городок Тояна. Долго сдерживали натиск врагов жители города, но нежданно напали на них злые духи шайтаны и принесли страшные болезни. Нет от болезней спасения, пока кто-нибудь не оросит городское озеро своей кровью.
Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у ее ног закипела и стала белой. Припали к воде изможденные болезнями люди и тут же исцелились, воспряли духом и отразили атаку, а Басандая пленили. С тех пор озеро и называется Белым. - Легенда 3. Семьдесят семь жен было у сибирского хана Тояна, но ни одна из них не могла родить ему наследника. И тогда он велел закопать их в землю живыми. При себе он оставил только красавицу Тому — не поднялась на нее у него рука. В непреступных горах Алатау построил Тоян дворец-тюрьму для красавицы. Только горные орлы да молодой раб хана пастух Ушай знал путь ко дворцу. Замыслил гордый Ушай поднять против Тояна таких же гордых и нищих как он сам. Поверили люди ему.
Неуловим был хан, крепка у него охрана. Лишь возле убежища любимой жены Тояна нет ее. Тогда решил подстеречь Ушай Тояна в его горных владениях.
Часто пригонял свое стадо под стены дворца молодой пастух, ударял по струнам кобыса, пел собственные песни, а сам высматривал, где удобнее проникнуть в крепость. Песни Ушая затрагивали душу Томы, и она плакала.
В один из приездов Тояна, Ушай со своими людьми дождался ночи и проник в его покои, но ошибся дверью. Узнала красавица Тома молодого пастуха, запела его песни, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец и упал в ее объятья.
С той поры отвернулись от Ушая люди. Куда бы он ни ступал, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулся, все оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий. Постепенно окаменел Ушай, но не окаменело его сердце. Из потухших глаз все текли и текли слезы ненависти, любви и страдания, раздвигая желтую корку земли. А Тоян, узнав об измене жены, острым копьём ударил ее в грудь. Горячей рекой хлынула кровь Томы навстречу слезам Ушая. И там, где два потока соединились в один, возник город Томск.
См. также