Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «25-я ВПШ»)
Передача знамени 25-ой Томской пехотной школы знаменщику школы, 1921 год. На снимке — улица, ныне называющаяся ул. Никитина

2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА — военное учебное заведение в Томске в период Гражданской войны.

(По материалам текста истории современного Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища).

См. также: Военные учебные заведения в Томске и Томской области


Основные данные

Формирования военного учебного заведения

20-го декабря 1919 года части 5-й Красной Армии, не встретив особого сопротивления вдоль Транссиба от Барабы и Новониколаевска до Мариинска, вошли в города Томск и Тайга.

28-го декабря 1919 года, один из активных участников подпольной и партизанской борьбы красных против власти белых в Сибири, член Томского повстанческого ревкома комиссар П.Е. Кошкаров, получив предписание штаба Восточного фронта РККА, издал приказ о формировании Томских пехотных командных курсов в составе Центральных сибирских курсов краскомов СибУВУЗ[2], в котором говорилось:

«Сего числа на основании предписания помощника Командующего Армиями Восточного фронта я вступил в исполнение должности Политического Комиссара Томских пехотных командных курсов и к формированию таковых приступил. Основание: предписание помощника Командующего Армиями Восточного фронта от 26-го декабря за № 389»

.

Через три недели, 20-го января 1920 года, данные Курсы получили новое наименование — 2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА. Первым начальником, заведующим Томских 2-х СПКСК РККА был назначен военспец Генрих Александрович Савич-Заблоцкий (1859—1920) — генерал-майор Русской Армии.

Начальной материальной базой для учебного заведения послужило имущество и военно-тактической методики, оставшиеся от действовавших в 1919 году в Томске белогвардейских Томских пехотных военно-инструкторских курсов. Местом дислокации стали помещения реквизированной Томской духовной семинарии по Никитской улице (на фото).


В соответствии с существовавшей в годы Гражданской войны системой подготовки военных кадров РККА предусматривались курсы трех ступеней:

  • курсы 1-й ступени — для изучения будущими командирами общеобразовательных дисциплин и основ военного дела;
  • курсы 2-й ступени — для подготовки командиров взводов;
  • курсы 3-й ступени — для подготовки старшего командного состава.

Томские 2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА являлись курсами 2-й ступени и готовили командиров пехотных и пулемётных взводов. Курсанты изучали военные предметы и продолжали совершенствовать общеобразовательную подготовку.

Отличительный знак командира Красной Армии, 1919—1922

Учебная программа на курсах первоначально была рассчитана на четыре месяца, затем срок обучения был увеличен до шести месяцев. В июле 1920 года срок обучения на курсах был увеличен до года. Это время состояло из трех периодов: подготовительный — со сроком учебы шесть месяцев, специально-военный — четыре месяца и дополнительный — два месяца. Военные Курсы являлись не только учебной, но и строевой частью 5-й Красной Армии. Основу их составлял курсантский батальон четырёхротного состава.

При определении требований общего образования будущих курсантов командование курсов исходило из того, что неграмотные рабочие и крестьяне в условиях прежней Российской империи не имели возможности учиться военному делу. Поступающие в юнкерские школы должны были уметь бегло читать и писать, излагать прочитанное без искажения смысла и знать четыре действия с целыми числами и дробями. Лица, имеющие образование в объёме шести классов реального училища или семи классов гимназии (неполное среднее образование), принимались на курсы без вступительных экзаменов.

Руководство томских Курсов даёт объявление, опубликованное в большевистской губернской газете «Знамя революции»:

«Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Приём прошений производится ежедневно с 10 до 2-х часов дня в здании духовной семинарии (Никитская, 8). Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкаров»

.

Комплектация курсантского состава осуществлялась в январе и феврале 1920-го года.

С 1-го марта 1920 года начались регулярные плановые занятия. Курсы приступили к решению основной задачи — подготовке красных командиров. За короткий срок курсанты должны были освоить большой по объёму материал: тактику и фортификацию, топографию и воинские уставы, артиллерию и связь, социально-политические и общеобразовательные предметы. Много времени отводилось изучению оружия. Помимо трёхлинейной винтовки Мосина образца 1898 года, станкового пулемёта системы Максима, изучались ручные пулемёты Льюиса и Кольта, станковые пулемёты Виккерса, Шварцлозе, Гочкисса, Сен-Этьена, пушки системы Розенберга и Маклена, миномёт «Дюмезиль» и другая техника, которая досталась Красной Армии в качестве военных трофеев в Сибири.

Руководству курсов в сложных условиях пришлось решать проблему укомплектования командно-преподавательским составом. Красных командиров, способных быть хорошими воспитателями и методистами, не хватало, Красная Армия продолжала боевые действия в Восточной Сибири и Забайкалье. Комиссия курсов, занимаясь подбором командного состава, обращалась к военным специалистам бывшей Русской Армии, выбирала из них тех, кто меньше всего был связан с Белой Сибирской армией, кто желал служить новой Советской власти. Однако красные курсанты к таким командирам-военспецам относились недоверчиво, часто отказывались выполнять приказы, считая их белоофицерской прихотью. Сами командиры из числа военспецов часто избегали приказывать, распоряжаться, проявлять командирскую власть. Особенно много хлопот доставляли курсанты — бывшие крестьянские партизаны, имевшие смутное представление о воинском порядке и дисциплине. Военком Кошкаров и преподаватели-комиссары политграмоты проводили большую разъяснительную работу, чтобы обеспечить на курсах должный воинский порядок и дисциплину, сгладить остроту взаимоотношений между курсантами и командирами. Однако следующий, после Кошкарова, комиссар курсов мало «церемонился» с военспецами из числа бывших белых офицеров и предпочитал отправлять их на расправу в органы ВЧК. Так в мае был арестован и сразу же расстрелян бывший генерал, заведующий училищем Г.А. Савич-Заблоцкий.

По ходатайству военкома Кошкарова в мае 1920 года штаб 5-й Армии прислал четырёх военспецов, в числе которых был и новый начкурсов — Михаил Иванович Шпилев, подполковник Русской армии, всю Первую мировую войну находившийся на фронте, в окопах, а с началом Гражданской войны перешедший на сторону Советской власти и сражавшийся против белогвардейских войск на Восточном фронте РККА. С прибытием начальника курсов военком П.Е. Кошкаров мог теперь больше уделять внимания политическому воспитанию курсантов. Прибытие новых, знающих своё дело командиров, пользующихся доверием курсантов, кропотливая работа политических работников позволили направить учебный процесс в нужное русло. Стали методически лучше проводиться занятия, улучшились внутренний порядок, дисциплина. Наладились отношения преподавателей и курсантов. Легче решился вопрос с подбором преподавательского состава. Среди бывших юнкеров учебно-инструкторской школы имелось значительное число учителей, насильно мобилизованных в колчаковскую Сибармию летом и осенью 1919 года. Многие из них пошли работать преподавателями общеобразовательных предметов. Военные преподаватели были подобраны из среды военных специалистов. К октябрю 1920 года на курсах работало 35 преподавателей, в том числе 9 — по военным дисциплинам.

В течение 1920 года 2-е Сибирские командные курсы постоянно находились в состоянии полной боевой готовности, Сибирь сотрясали крестьянские антибольшевистские волнения. Личный состав курсов, разделённый на две части, посменно дежурил по городу. Весной 1920 года в Томске был сформирован из проверенных идейных коммунистов и комсомольцев отряд Частей особого назначения (ЧОН). Летом 1920 года курсанты из Томска и Омска, под командованием начальника и военкома СибУВУЗа[3] Н.И. Корицкого, участвовали совместно с Томским ЧОН и частями 5-й Армии (томский 61-й стрелковый полк) в подавлении крестьянского восстания (известно как Сибирская Вандея[4]). Томские курсанты также привлекались к участию в других карательных операциях ЧОН, ВЧК/ОГПУ и армейских частей против крестьянских белых партизан Томского уезда.

По условиям обстановки на Дальнем Востоке, в 1921 году 1-е Сибирские имени III Коммунистического Интернационала пехотные командного состава курсы РККА (город Омск) были преобразованы в 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна, передислоцированную затем в 1924 году во Владивосток и переименованную во Владивостокскую военную пехотную школу РККА имени Коминтерна (ВПШ им.Коминтерна)[5]. Однако в Омске осталась значительная материальная база и специально приспособленные под военное училище здания действовавшего до 1917 года Сибирского войскового казачьего училища. Это в дальнейшем станет основанием для необходимости перевода командирских курсов РККА из Томска в Омск. Но до передислокации томских Курсов, по распоряжению Реввоенсовета Р.С.Ф.С.Р. (РВСР), была организована ускоренная подготовка и досрочный выпуск красных командиров. 2-е Сибирские пехотные курсы комсостава РККА в течение осени 1920 года произвели пять выпусков, главным образом за счёт наиболее подготовленных и грамотных курсантов, имевших лучшие показатели в учёбе, боевой опыт и прошедших ранее курс обучения в учебной команде или полковой школе подразделений Красной Армии. В общей сложности в РККА на должности красных командиров с томских военкурсов было направлено 107 человек.

Реорганизация Сибирских курсов в ВПШ

Приказом Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1921 года[6] 2-е Сибирские пехотные курсы были реорганизованы в 25-ю Томскую военную пехотную школу командного состава РККА (Томская ВПШ), срок учёбы в которой определён в три года. Одновременно в Омске реорганизацией 1-х Сибирских курсов РККА была образована 24-я Омская пехотная школа командного состава РККА. Омская и томская пехотные школы, как и прежние Военные курсы в этих городах, состояли из трёх пехотных рот и пулемётной команды; были рассчитана на обучение по 500 курсантов в каждой из этих ВПШ. Почти прежним остался аппарат управления ВПШ и преподавательский состав. Новым было то, что курсантов разделили на три класса (курса): старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения. Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго — в младшем, третьего — в старшем, выпускном.

25-я Томская ВПШ располагалсь в реквизированных помещениях бывшей Томской духовной семинарии на улице Никитинской (см. на фото).

Некоторые страницы истории Томской ВПШ

В декабре 1921 года Томская школа создала приют для детей, прибывших из губерний, пораженных голодом. 15 малышей кормили курсанты за счёт урезанного пайка. Пятнадцать человеческих жизней навсегда остались благодарны им за спасение от голодной смерти.

25-я Томская пехотная школа одной из первых в военном округе перешла на новую тактику группового боя. В течение зимнего периода обучения 1922/1923 учебного года курсанты усиленно изучали боевой порядок, проводилось сколачивание отделений, взводов, рот. Только за период с 1 сентября 1922 года по 1 января 1923 года было проведено 6 полевых выходов — в 2—3 раза больше, чем в других военно-учебных заведениях РККА в Сибири. В июне 1923 года школа впервые выехала на общий лагерный сбор в Ельцовские лагеря около Новониколаевска (ныне Новосибирск), где находились также и территориальные части Красной Армии. В течение шести дней курсанты проводили показные учения по теме: «Наступление стрелковой роты» для командного состава войск военного округа.

В 1925 году, для подготовки командных кадров для национальных формирований, при 25-й Томской пехотной школе было открыто Якутское отделение на 25 человек-якутов (комплектовалось из 5 членов РКП(б) и 20 членов РКСМ)[7].

Создание объединённой Омской ВПШ Красной Армии

Весной 1925 года 25-я Томская пехотная школа переводится в город Омск, где сливается в одну ВПШ с прежней 24-й Омской пехотной школой, новое военно-учебное заведение размещается в здании бывшего Сибирского кадетского казачьего корпуса, и получает название Омская пехотная школа. С 6 марта 1926 года — Омская пехотная школа имени командарма М.В. Фрунзе.

В 1924 в состав Омской ВПШ влился преподавательский состав расформированной Иркутской пехотной школы краскомсостава РККА (курсанты в основном были переведены в военно-пехотную школу в городе Нижний Новгород.

В январе 1934 года в состав Омской пехотной школы влилась Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и таким образом основные ВПШ Сибири и Дальнего Востока были объеденены в единое военно-учебное заведение в Омске. Реорганизация затянулась на 2 года, в 1935 году школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала носить новое наименование — Омская объединённая военная школа имени М.В. Фрунзе, готовящая пехотных и артиллерийских командиров… С 1934 года это военное учебное заведение стало правопреемником и хранителем истории следующих зауральских военно-учебных заведений РККА:

В Томске историческая память о томских командирских курсах РККА периода Гражданской войны поддерживалась ТВВКУС, располагавшегося в зданиях этих курсов с 1950-х гг.

Современность

В настоящее время правопреемником зауральских ВПШ в Омске является военный вуз, Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище Министерства обороны Российской Федерации.

Руководители военно-учебного заведения в Томске, 1919—1925

Известные личности военно-учебного заведения в Томске, 1919—1925

Литература

  • В Сибири Рождённое. Страницы истории Омского высшего общевойскового командного училища им. Фрунзе. — Омск, 1987.


Примечания

  1. По адресу улица Никитская, 8 до 1917 года размещалось Томское духовное училище Томской епархии Русской Православной Церкви. В 1950-х — 1997 здесь располагалось Военное училище связи.
  2. СибУВУЗ — аббр. Сибирское управление военно-учебных заведений 5-й Армии РККА.
  3. СибУВУЗ осуществлял функции командования и единой координации сибирских военно-пехотных учебных заведений РККА.
  4. Крестьянское антибольшевистское восстание 1920 года Сибирская Вандея охватывало в основном районы Кулунды и Барабы вдоль Транссиба Томской губернии и в момент кульминации угрожало штурмом Новониколаевску.
  5. Несколько томичей — героев войн XX века, начинали свой военный путь с Владивостокской ВПШ им. Коминтерна. Например, её окончили будущие томичи—герои Советского Союза Г.Я. Борисенко, Ф.М. Зинченко, др.
  6. Приказы подписывал председатель РВСР, народный комиссар Р.С.Ф.С.Р. по военным и морским делам Л.Д. Троцкий.
  7. См. Подустов Ф.Н. Национальные воинские формирования Красной армии в Сибири и на Дальнем Востоке (1919—1938 гг.). — Томск: ТГУ, 2003. — Электронный ресурс: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/288/image/288_165-169.pdf
  8. Военком (военный комиссар), т.е. начальник военного училища (курсов) в поздней классификации эта должность соответствовала званию не выше полковника.
  9. Военком томских курсов тов. И.И. Левочкин в последствии пишет, что «…за время формирования курсов пришлось очень часто делать фильтрации, двух начальников курсов я отправил в Чека и 4-х сменил, пока не прислали спеца из Красной армии…» (см. документ Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Фонд 1. Опись 1. Дело 12. Лист 223).

Ссылки