Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Каштак

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «Каштак-III»)




Кашта́к[1] — гора и жилой район в Ленинском районе Томска. Население оценивается в ок. 50-60 тысяч человек.


История

Понятие каштака, каштачной горки менялось в томском говоре в XVII, XVIII, XIX и XX веках.

Считается, что слово каштак происходит от тюркских каш/кыш (то есть поселение, зимняя стоянка или стойбище юрт) и так/таггора, холм, возвышенность, на обрыве или курящаяся паром возвышенность.

То есть — поселение на яру, на горке.

У современных исследователей пока разнятся данные об этимологии слов каштак, каштаг, кашатаг, до сих пор встречающихся на территории от современных российского района озера Байкал, северо-запада Монголии и Китая, по просторам Туркестанской Степи и — до гор Армении на Кавказе[2]. По одной из версий на тюрк. старо-сибирско-татарском языке кыштаг — это зимняя гора. Также антропологи указывают, что на юге Центральной Сибири и в Северной Монголии ок. 1000 лет назад было тюркское (татарско-тувинско-монгольское) племя людей, называющих себя каштаг, а позднее их привычки ставить свои юрты на горе дали устойчивое понятие «люди/поселение на горе»; слово таг/так и в современных тюркских языках означает «гора», или «что-либо на горе». В Томской области, в Томском районе есть несколько мест с селениями на возвышенностях среди заболоченной равнины, которые также, с XVIII—XIX веков имеют названия «Каштак».

Томский историк И. Лясоцкий в начале XX века утверждал, что первоначально Каштак-горой в Томске именовали место километром южнее — место у Шведского кладбища[3]. В 1852 году историк А. Латышев отмечал, что после погребения здесь на Шведском кладбище в 1794 году последнего коменданта города Т.Т. Вилл-Нёва (Вильнёва) гору стали называть Комендантской[4]. Вероятно, прав краевед В. Славнин, утверждающий, что Каштаком в XVIII — начале XX веков горожане звали косогоры южнее и севернее современной улицы Дальне-Ключевской, место, что чуть южнее затерянного в зарослях диких кленовых кустов на косогоре современного переулка Николая Островского. Однако с начала XVIII века тот обрыв стали именовать Шведской горкой (по кладбищу), а название «Каштак» перешло в своём понимании после этого севернее обживаемого горожанами косогора.

К концу XIX и началу XX века складывалась застройка при подъёме улицы Дальне-Ключевской к Иркутской улице. Нижняя часть склона по ходу улицы пересекала ручей Облепиха, который протекал по дну большого оврага, что начинался почти от площади строившегося в 1890-х гг. здания вокзала станции «Томск» (ныне станция Томск-II). Этот овраг в конце XIX века называли Страшным оврагом, так как в его заросших кустами клёнов складках часто находили следы совершённых преступлений. Тем не менее створ оврага стал интенсивно засыпаться грунтом и городским мусором и место створа оврага стало постепенно застраиваться домами городских рабочих. Процесс основной застройки произошёл в 1940-х гг. XX века и место стало именоваться рабочим посёлком Крутоовражным. Следует сказать, что сам овраг с 1920-х по 1950-е годы в своей центральной части использовался органами НКВД для расстрелов «врагов народа», содержавшихся (арестованных или этапированных сюда) в следственной тюрьме на улице Иркутской (ныне СИЗО УФСИН РФ по адресу «ул. Пушкина, 48»). Из-за этих растрелов в условиях политики масовых сталинских репрессий, со второй половины XX века Большой (Страшный) овраг стали именовать Каштачным расстрельным оврагом. В память о погибших в 2004 году на южном мысу Каштачной горы между проспектом Мира и Крутоовражным посёлком создан Мемориал памяти. Ранее, с 1992 года здесь был установлен памятник — православный Поклонный крест — по инициативе Томского горсовета и горисполкома, общества «Мемориал», общественности города и на средства меценатской помощи строительной фирмы «Паводок». Комплекс созданного мемориала с памятником был освящён 9 февраля 2003 года епископом Томским и Асиновским Ростиславом.

C конца XVII века выше по ходу оврага, с двух его сторон, образовалось городское Вознесенское кладбище, которое в 1920 году решением вновь установившейся в Томске советской власти было окончательно закрыто для погребений и подхоронений, а затем и разрушено в 1930-х гг. На месте северного, заовражного участка кладбища оставались некоторые деревья, преимущественно берёзы, к которым в 1940-х и 1950-х гг. были посажены новые берёзы и сформировалась имеющаяся и сегодня Берёзовая роща.

Поклонный крест у Берёзовой рощи на Каштачной горе. Фото: Павел Андрющенко

От посёлка Крутоовражного и улицы Дальне-Ключевской в этом месте вверх на крутой яр большого степного плато шли несколько пешеходных подъёмов. Место подъёмов с конца XIX века стали именовать Каштачной горкой, Каштаком. Место на южном мысе косогора, который далее на север стал естественной границей нижнего, приречного городского пространства «Черемошники», начали обживать в качестве места самостроя-нахоловки рабочими Томска. Первые домики здесь появились в конце XIX — начале XX веков, но сам посёлок быстро сформировался осенью и зимой 1941 года в условиях начавшейся Великой Отечественной войны и эвакуации в Томск промпредприятий из западных регионов СССР, с которыми прибыли большое количество рабочих и служащих, нуждающихся в жилье.

Посёлок на южном мысе Каштачной горки получил название (и официально горисполком утвердил это решением от 28.10.1957, тем самым окончательно легализовав все строения здесь) как посёлок Каштак. Рабочий посёлок представляет собой небольшую территорию с хаотичной частной застройкой.

Именно от этого посёлка пошла практика с 1970-х гг. именовать новые микрорайоны на возвышенном степном плато как Каштак.

Степное поле

Всю первую половину XX века плато являлось большим степным пустырём. Это плато ограничивалось с юга Каштачным оврагом, с запада — Каштачным обрывом-склоном к кварталам Черемошники (сразу внизу склона проходит улица Большая Каштачная), с севера и востока — кварталами домов бывшего Петропавловского тракта (улицы Старо-Деповская и Смирнова).

Когда началась Великая Отечественная война 1941—1945 гг. к северу от Берёзовой Рощи был организован резервный аэродром самолётов авиации ВВС СССР: над Сибирью проходила линия полётов поставляемых в СССР по ленд-лизу через Камчатку военных самолётов для РККА из Соединённых Штатов Америки.

Городской аэропорт

Здание Томского аэропорта, аэровокзал, в 1965 году
(территория современной Берёзовой Рощи)

8 февраля 1945 года, приказом по Западно-Сибирскому Управлению гражданского воздушного флота СССР на основе аэродрома ВВС, был организован самостоятельный Томский авиаотряд (авиапредприятие) и на следующий день был торжественно открыт уже полноценный первый Томский городской гражданский аэропорт. Здесь была создана необходимая инфраструктура: наземная база, взлётно-посадочная полоса (ныне — проезжая часть проспекта Мира), здание аэровокзала.

От аэровокзала было недалеко до вокзала станции Томск-II, до которого бегал автобус повышенной комфортности, в 1960-е это был автобус маршрута 119 на базе автобусов ЛАЗ—695Б/Е «Львiв».

Отсюда, из Томского Аэропорта совершали полёты самолёты «По-2», с 1952 года — «Ан-2», с 1955 — «Як-12» (в гражданском варианте), затем появились средней дальности магистральные лайнеры «Як-40», «Як-42», «Ил-14», «Ил-18», «Ту-124», «Ту-104», «Ту-134» сообщения «Томск—Москва». Здесь же размещались необходимые для томского нефтяного проекта вертолёты «Ми-1» и «Ми-4», суда малой авиации, включая часть техники Аэроклуба. Город в 1950-е и 1960-е годы часто наблюдал в районе этого аэропорта показательные выступления парашютистов и пилотов машин типа «Як-52» спортсменов Томского авиаклуба[5].

Аэропорт закрыли в конце 1967 года, перенеся его функции во вновь построенный современный аэропорт «Томск-Богашёво». Практически сразу степное поле стали застраивать жилыми домами многоэтажных типовых серий. Эта застройка с 1968 года началась с места современного перекрёстка улиц Говорова и Карла Ильмера. Чуть позднее бывшая взлётно-посадочная полоса будет превращена в каштачный проспект Мира с подъездом к нему в гору с юга от улицы Дальне-Ключевской.

По инициативе руководителя Томской области Е.К. Лигачёва и по требованиям безопасности объектов секретной зоны «Пятый почтовый» близ Томска в 1966—1968 гг. спешно был построен новый городской аэропорт «Богашёво», равнинная территория бывшего аэропорта была передана под жилищную застройку.

Микрорайоны

Сразу после передислокации аэропорта в район к Богашёво всё степное поле было передано под застройку многоэтажными жилыми домами типовых серий. Гигантская стройка с 1968 года началась с места у северной части Берёзовой Рощи, где стали формироваться первые улицы: Карла Ильмера и Говорова.

Чуть позднее бывшая взлётно-посадочная полоса будет превращена в каштачный проспект Мира с подъездом к нему в гору с юга от улицы Дальне-Ключевской.

Названия улиц — проспект Мира, улица 79 Гвардейской дивизии, улица Интернационалистов и улица Кошурникова были утверждены Томским горисполкомом решением от 16 февраля 1972 года. Весь Каштак отнесён к территории томского городского Ленинского района, только бо́льшая часть посёлка Крутоовражного — к Октябрьского района.


Так, как первый городок строителей, землекопов, отделочников и других первых создателей микрорайона, располагался между старым аэровокзалом и посёлком Каштак, строительные начальники не придумали ничего лучшего, как сначала в разговорной обыденности назвать место «стройкой у Каштака», «Каштак-стройкой», а затем уже и официально к сдаче первых домов в 1970 году застраиваемое место оформили как микрорайон Каштак, состоящий из микрорайонов Каштак-I, Каштак-II, Каштак-III, Каштак-IV. Микрорайоны первый и второй Каштак разделены улицей 79-й Гвардейской Дивизии, второй и третий микрорайоны разделены улицей Интернационалистов, третий и четвёртый микрорайоны разделены улицей Ференца Мюнниха.

При этом строительство практически не затрагивало, не сказалось на существовании посёлка Каштак из разбросанных по южному мысу отныне так называемой Каштачной горы. Единственное, что получил посёлок от городского мега-жилмассива, это проведение дороги-въезда на Каштачную гору со стороны Дальне-Ключевской площади. Сейчас эта дорога является частью созданного проспекта Мира и посёлок позиционируется, как примыкающий к нему в южной части.

Простанство Каштака стало как бы новым городом в составе Томска, здесь стали формироваться собственные общественные и политические объединения для стратегического развития территории, здесь издаётся своя газета «Вестник Каштака».

Дома 31 и 29 по пр. Мира. Фото: Павел Андрющенко
Дома на перекрёстке пр. Мира и ул. К. Ильмера. Фото: Павел Андрющенко

Дорожно-уличная сеть

Основные автомагистрали:

Главная площадь:

Посёлки:

Компьютерные сети

Каштак является одним из районов, где наиболее развиты компьютерные сети. Провайдеры: Дом.ру, Томика, Tomline, ЦИС, НТС, Tomtel. Домашние сети: Kashtak.net, Ivanco.net, DaNet.

Литература


Примечания

  1. У современных исследователей пока разнятся данные об этимологии слов каштак, каштаг, кашатаг, изредка встречающихся на территории от современных северо-запада Монголии и Китая, по просторам Туркестанской Степи и — до гор Армении на Кавказе. По одной из версий на тюрк. старо-сибирско-татарском языке кыштаг — зимняя гора; также антропологи указывают, что на юге Центральной Сибири и Северной Монголии ок. 1000 лет назад было тюркское (татарско-тувинско-монгольское) племя людей, называющих себя каштаг, позднее их привычки ставить свои юрты на горе дало понятие «люди/поселение на горе»; слово таг/так и в современных тюркских языках означает «гора», или «что-либо на горе». В Томской области, в Томском районе есть несколько мест с селениями на возвышенностях среди заболоченной равнины, которые также, с XVIII—XIX веков имеют названия «Каштак». Кто и как, в связи с чем назвал в начале XX века Каштаком посёлок-времянку на юго-западной стрелке современного проспекта Мира в Томске — сегодня не известно. Представляется, что это были кто-то из жителей этого посёлка, простые рабочие-грузчики из сибирско-татарского или киргизского народов.
  2. Известно, что наименования «посёлок Каштак» имеются также в российских городах, например, в Чите и Челябинске. Такие же отдельные населённые пункты, кроме Томской области, имеются ещё и в Тобольском районе Тюменской области и в Иркутском районе Иркутской области.
  3. С 1714 года здесь хоронили живших в Томске пленных шведов (Русско-шведская война 1700—1721 годов), перенаправленных сюда из первоначального места их ссылки в Тобольске. Это диаспору высланных в Томск пленных шведов составляли офицеры и пастор, о которых в исторических книгах сохранились записи, что они много жаловались на крайне дурное обращение с ними местных жителей и острожного начальства
  4. На территории позади ДК «Сибкабеля» (ныне — театр «Скоморох») найдена сохранившаяся чугунная плита с надгробия томского коменданта, русского полковника, француза Томаса де Вильнёва, он же указывался и как Т.Т. Вилл-Нёв.
  5. До начала 1960-х гг. Томский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ (АСК) располагался на степном пустыре современного жилмассива, ограниченного улицами Суворова, Лазо, Бела Куна и Иркутским трактом — чуть восточнее (ок. 4 км) городского аэропорта. Основная полоса того аэродрома АСК располагалась по линии современной улицы Ивана Черных. Прыжки парашютистов осуществлялись на оба аэродрома.

Ссылки