Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Василий Абрамович Каруцкий

Материал из Товики — томской вики
(перенаправлено с «Каруцкий В. А.»)
Комиссар НКВД СССР
В.А. Каруцкий.
Москва, 1938 год

Васи́лий Абра́мович Кару́цкий (15 февраля (28 февраля) 1900 года, Томск, Томская губерния, Российская Империя — 13 мая 1938, Москва, СССР) — руководитель органов госбезопасности; один из участников организации массовых сталинских репрессий в СССР; комиссар государственной безопасности 2-го ранга[1] (генерал).

Биография

Василий Каруцкий родился в Томске, в еврейской семье мелкого служащего—приказчика. Имел младшего брата Семёна[2].

Василий Каруцкий окончил Томскую мужскую гимназию (1918) и несколько месяцев обучался на 1-м курсе юридического факультета Томского университета. В январе 1919 был отчислен за неуспеваемость. Политикой не занимался, но с марта 1919 года являлся участником Гражданской войны в Сибири: по мобилизации ушёл в армию «белых». Служил в до июня в музыкальной команде колчаковской армии. В начале лета 1919 года дезертировал и скрывался по деревням Татарского уезда. Связался с красными партизанами, успел завоевать их доверие. С приходом частей Красной Армии, вступил в неё, вступил в РКСМ. Как грамотный, был направлен на укрепление контрразведки, был принят на работу в органы ВЧК. В период с декабря 1919 до января 1920 передвигался вместе с наступающими частями Красной Армии до Иркутска. Здесь в январе 1920 назначен на пост заместителя начальника Особого отдела Восточно-Сибирского военного округа. Вскоре был переведён на должность следователя Революционного военного трибунала 26-й стрелковой дивизии 5-й Красной Армии.

Летом 1920 года вступил в ряды членов РКП(б). В октябре 1921 года был назначен начальником Секретно-оперативной части Особого отдела ВЧКОГПУ Восточно-Сибирского военного округа. В данной должности служил год.

С 27 октября по ноябрь 1922 года — и.о. начальника Приморского губернского отдела ГПУ. Отличился в проведении дознаний и получении показаний от допрашиваемых представителей «контры». Отмечен успехами в борьбе с японской агентурой на Дальнем Востоке.

С октября 1922 года по март 1923 года — председатель Особой следственной комиссии по делам белогвардейцев во Владивостоке. За особое усердие в службе награждён знаком «Почётный чекист (V)».

С ноября 1922 года по 7 марта 1923 года — начальник Приморского губернского отдела ГПУ.

С 15 марта 1923 года по 30 июня 1924 года — начальник Амурского губернского отдела ГПУ.

Обстановка в 1922 — 1924 гг. на Дальнем Востоке была напряженной: вплоть до 1925 года здесь вспыхивали боевые действия, отряды Красной армии, части ЧОН, милиции и ОГПУ подавляли мятежи и партизанское сопротивление отрядов «Земской рати» братьев Меркуровых, затем — сражались против отрядов «зелёных» партизан на Сахалине и в Приморье. Кроме того, в соседней Маньчжурии находились казачьи отряды атамана Семёнова, не раз совершавшие налёты на советские территории и имевшие значительную поддержку жителей Амурской области[3]. В. Каруцкий лично руководил карательными экспедициями в Приамурье; особым репрессиям подвергались представители народности дауров, массами уходившие в Китай. Крестьянское население приамурских деревень не желало сдавать хлеб военнизированным госзаготовителям, создавало отряды самообороны и сопротивления. Вокруг Приморья в сторону Магадана (и далее на Якутск) морем пытались проникать дружины белогвардейцев из Китая, в том числе известен такой поход генерала Пепеляева. ОГПУ жёско пресекало попытки мятежей и сопротивления населения новой власти. Энергичный чекист, имевший опыт «борьбы с контрой» и подавления сопротивления населения, летом 1924 года был переведён в зону Туркестанского фронта, в Среднюю Азию.

С сентября по декабрь 1924 года В.А. Каруцкий — начальник Секретно-оперативной части Ферганского областного ОГПУ. С 1 декабря 1924 года по 23 июня 1929 года — председатель ОГПУ (комиссар госбезопасности республики) при Совнаркоме Туркменской ССР.

С декабря 1924 года по июнь 1929 года — начальник Особого отдела ОГПУ 1-й дивизии РККА в Средней Азии. Спецификой данной дивизии являлись как боевые действия против душманов, так и силовые акции по подавлению сопротивления населения атеизации и созданию сельских комунн. Выявленные враги советской власти подлежали расстрелу. Одновременно руководил следственно-оперативным управлением ОГПУ. По должности проводил дознание, допросы и пытки подследственных[4].

С 23 июня 1929 года по 15 августа 1931 года — начальник Секретно-оперативного управления Полномочного представительства ОГПУ по Средней Азии. В эти годы «органы» в Сибири и на территории современного Северного Казахстана (тогда — области РСФСР) были нацелены на проведение раскрестьянивания и окончательного уничтожения казачества. В стране начиналась первая, противокрестьянская волна репрессий.

С 23 июня 1929 года по 15 августа 1931 года — заместитель полномочного представителя ОГПУ по Средней Азии. Здесь он часто пересекается с руководителем сибирских чекистов Л. Заковским, который делится опытом жёсткости в делах борьбы с контрой и массовыми репрессиями против крестьянства. В дальнейшем они продолжат свои товарищеские отношения при совместной службе в Белоруссии и в Москве.

С 15 августа 1931 года по 10 июля 1934 года — полномочный представитель ОГПУ по Казакской АССР РСФСР. В это время на территории Северного Казахстана и Западной Сибири произошёл голодомор, который прямую связывают с жёстким проведением раскрестьянивания и коллективизацией. В эти же годы сотни тысяч киргизов и казахов спешно мигрировали в северо-западный Китай, опасаясь стать жертвами массовых репрессий. Сегодня многие склонны винить в трагедии политику руководителя Казакской АССР Ф.И. Голещёкина, который опирался в реализации антикрестьянской политики на аппарат ОГПУ/НКВД.

С 15 июля 1934 года по 10 января 1935 года — начальник Управления ОГПУ/НКВД по Казакской АССР («главный чекист республики»). В эти годы территории бывшего Казацкого войска окончательно зачищены от потомственных казаков. Одновременно способствует переведению в Среднюю Азию на «руководящую чекистскую работу» своего брата Семёна.

С 9 января 1935 года по 15 июля 1936 года — старший майор госбезопасности, начальник Управления НКВД по Западно-Сибирскому краю (Новосибирск). В сфере внимания «главного чекиста Сибири» — организация работы спецкомендатур, тюрем, переылок, лагпунктов, спецсовхозов, концлагерей Сиблага, завершение формирования сибирского сегмента ГУЛАГа. Также он требует ударной работы и раскрываемости от сотрудников НКВД в Новосибирске, Томске, Нарыме, Сталинске и Барнауле. Многие из них за «перевыполнение плана» по «разоблачению врагов народа» в эти годы получают высокие награды, высшие ордена СССР. Не брезговал сам участвовать в допросах арестованных. Известно, что первый допрос арестованного большевика-ленинца, томича В.Д. Вегмана вёл лично В.А. Карецкий[5].

Исследователь истории сталинских репрессий в Сибири С.А. Папков, со ссылкой на архив ФСБ[6], пишет[7]:

Арестовали также Вениамина Вегмана, одного из старейших большевиков, известного сибирского издателя и публициста… Что происходило в следственных камерах и подвалах УНКВД, узнать уже никогда не придётся. Известно однако, что допросы Вегмана вскоре закончились трагически: подследственный внезапно скончался при невыясненных обстоятельствах (официально — от разрыва сердца). Существует также версия, распространявшаяся в среде работников управления НКВД, согласно которой Вегман был убит, поскольку прежде находился в дружбе с начальником УНКВД Каруцким. Возможно, факт такой дружбы мог испортить важную репутацию…

Особая жестокость вызвала даже протест у краевого прокурора (которого, впрочем, вскоре самого «изобличили» как «врага народа» и по приговору новосибирской «тройки» расстреляли). 29 ноября 1935 года В. Крацкому было присвоено спецзвание комиссара государственной безопасности 3-го ранга, в этом ранге он был выше всех военных края и СибВО. Безграничная власть вскружила голову орденоносному чекисту.

15 июля 1936 года приказом наркома СНК СССР, Генерального комиссара НКВД СССР Г.Г. Ягоды комиссар Каруцкий был снят с должности за «моральное разложение» и переведён в Москву с понижением в должности (по своим правам и полномочиям).

С 31 августа по 16 декабря 1936 года В. Каруцкий — начальник 3-го отделения Секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР (Москва). Однако «талант» организатора массовых репрессий недолго находился на кабинетной работе.

С 16 декабря 1936 года В.А. Каруцкий получает назначение в западный регион СССР — становится заместителем Народного комиссара внутренних дел Белорусской ССР. Это, возможно, «уберегло» его от чистки в центральном аппарате НКВД СССР, устроенном после смещения Г. Ягоды с поста наркома и последующем его аресте.

С 15 апреля по 29 сентября 1937 года В.А. Каруцкий отправлен в Смоленск — назначен начальником Управления НКВД по Западной области. С преобразованием области в Смоленскую, с 29 сентября по 20 октября 1937 года — в должности начальника Управления НКВД по Смоленской области.

С 17 ноября 1937 года по 20 апреля 1938 года — заместитель начальника 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР (Москва). С 5 апреля 1938 года — член Коллегии Народного комиссариата внутренних дел СССР. В это время его друг и покровитель, комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. Заковский особо отличается интенсивностью «чистки» Москвы: подмосковный Бутовский расстрельный полигон работает в самом интенсивном (в своей истории) режиме. С 20 апреля В. Каруцкий становится руководителем НКВД Подмосковья — до 12 мая 1938 года он занимает пост начальника Управления НКВД по Московской области. Сам В.А. Каруцкий произведён в спецзвание комиссара госбезопасности 2-го ранга, вероятно, в марте 1938 года: на его фотографии чётко видны соответствующие петлицы.

В периорд с 1934 года по месту службы был отмечен вхождением в состав особых троек, созданных в регионах по приказу НКВД СССР от 30.07.1937 № 00447[8] и активным участием в организации массовых сталинских репрессий.[9].


19 апреля 1938 года арестован по обвинению в шпионаже на ряд западных разведок и осуществлении вредительства против СССР и его вооружённых сил близкий друг В.А. Каруцкого, руководитель московского НКВД, комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. Заковский. Предвидя свой неминуемый арест Каруцкий попытался застрелиться в своём служебном кабинете 12 мая 1938 года. На следующий день, не приходя в сознание, умер в Боткинской больнице Москвы.

Так как официально против В.А. Каруцкого не было возбуждено дело и он не являлся на момент смерти «выявленным врагом народа», то, как высший руководитель силовой структуры, он был похоронен с воинским почестями в колумбарии Донского кладбища города Москвы.

Награды

Память

нет

Литература

  • Абрамов, Вадим. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. — М.: «Яуза», 2005. — 506 с.: 8 л.фотоил. — (Лубянка. Открытые архивы). — ISBN 5-699-13762-9»; Издательство «ЭКСМО», 2006.
  • Звягин С. В.А. Каруцкий: от музыканта в колчаковской армии до высокопоставленного чекиста. Труды по еврейской истории и культуре: Материалы XXII Международной ежегодной конференции по иудаике / Отв. ред. В.В. Мочалова. — М., 2016. — С. 141—152. — ISBN 978-5-7576-0348-3.
  • Каруцкий, Василий Абрамович [биографические данные] // Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935−1939 [Энциклопедии общества «Мемориал»]. — М.: «Мемориал», с 2016. — Электронный ресурс: nkvd.memo.ru.
  • Кузнецов И.Н. Массовые репрессии на территории Западной Сибири в 1930-е годы и реабилитация жертв террора: Автореф. дис. … канд. ист. наук. — Томск: Издательство Томского университета, 1992.
  • Наша малая Родина: Хрестоматия по истории Новосибирской области, 1921—1991 // Материалы Государственного архива Новосибирской области. — Новосибирск: ЭКОР, 1997. (Сибирский и Западно-Сибирский край, история с 1925, история Сиблага).
  • Петров Н.В. Кто руководил органами госбезопасности: 1941—1954. — М.: Общество «Мемориал»; издательство «Звенья», 2010. — ISBN 5-7870-0032-3. — См. на old.memo.ru.
  • Тепляков А.Г. Персонал и повседневность новосибирского УНКВД в 1936—1946 гг. / А.Г. Тепляков // Минувшее: исторический альманах / Гл.ред. Владимир Аллой. — СПб.: «ATHENEUM»; — Ростов н/Д: «Феникс», 1991 (Вып.21: Минувшее.).
    Второе издание: — Paris: ATHENEUM; — Арзамас / М.: «Феникс», 1997. (текст о В.А. Каруцком: d-v-sokolov.livejournal.com).
  • Уйманов В.Н. Репрессии. Как это было… [Массовые репрессии в Западной Сибири в конце 1920-х — начале 1950-х годов]. — Томск: Издательство Томского университета, 1995.


Примечания

  1. 4 ромбика в петлице (см. на снимке) соответствует званию «комиссар государственной безопасности 2-го ранга».
  2. Семён Абрамович Каруцкий, 1904 г.р. Как и старший брат, посвятил свою судьбу службе в органах НКВД.
  3. Ципкин Ю.Н. Белое движение в России и его крах. 1917—1922. — М., 2000.
  4. См., в частности, подпись следственного заключения В.А. Каруцкого в качестве СОУ.
  5. Алексей Тепляков. Вениамин Вегман — первый историк советской Сибири. Материалы к биографии.
  6. Архив ФСБ по Новосибирской области, д. 8437, т. 3.
  7. Папков С.А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 (Глава IV. Последствия убийства Кирова).
  8. Составы троек в 1937−1938 годах // Сайт Nkvd.memo.ru.
  9. Сталинский план по уничтожению народа: Подготовка и реализация приказа НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» // Архив Александра Н. Яковлева.

Ссылки




Библиография статьи:
* Василий Абрамович Каруцкий [текст] // Товики. — Томск, с 2017. — Электронный ресурс: towiki.ru: В. А. Каруцкий.


Теги:

  • Каруцкий Василий Абрамович