Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Григорий Иванович Носов

Материал из Товики — томской вики
Герб Советского Союза

(Депутаты ВС СССР)

Григо́рий Ива́нович Но́сов ( 5 (18) ноября 1905, пос. Катав-Ивановск, Катав-Ивановская волость, Уфимский уезд, Уфимская губерния[1], Российская Империя — 7 августа 1951, Кисловодск, СССР) — инженер-металлург, советский изобретатель и управленец, легендарный руководитель «Магнитки» — Магнитогорского металлургического комбината (1940—1951). Дважды лауреат Сталинской премии. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов.


Биография

Григорий Носов родился в русской семье рабочего-кузнеца Катав-Ивановского доменно-литейного завода. Трудовую деятельность, под приглядом отца, начал в качестве ученика слесаря на том же Катав-Ивановском заводе, здесь сначала (1920) вступил в комсомол, а затем в 1924 году был принят в ряды членов ВКП(б).

В 1924—1926 гг. учился на рабфаке в городе Уфе, повышал свою грамотность и готовился к поступлению в вуз.

В 1926 году в Томске поступил учиться на металлургическом факультете в Сибирский технологический институт имени тов. Ф.Э. Дзержинского — так в 1920-е назывался вуз, ныне известный как Томский политехнический университет. В годы учёбы в СТИ коммунист-студент Г.И. Носов зарекомендовал себя с положительной стороны[2].

В 1930 и 1931 гг. происходила коренная реорганизация вуза, часть его факультетов, по решению советского правительства, становилась основой формируемых в Томске и по Западной Сибири новых технических вузов. В 1930 году факультет стал Сибирским металлургическим институтом (СМИ) в Томске, а уже на следующий год, также по правительственному решению, был передислоцирован во вновь формируемый город Новокузнецк, с тем же наименованием. Диплом на квалификацию инженера-металлурга, который летом 1931 года защищал в этом вузе Г.И. Носов, в те месяцы всё ещё был дипломом томского вуза. Тем не менее, после блестящей защиты молодой специалист был немедленно приглашён на научно-преподавательскую работу на Кафедре металлургии и стали в качестве аспиранта в новом новокузнецком вузе СМИ (ныне это — Сибирский государственный индустриальный университет, СибГИУ). Однако научная стезя мало привлекала деятельного Григория Носова и он просится перевести его на реальное производство, в вводимые цеха знаменитого в те годы на весь СССР «Кузнецкого металлургического комбината» (КМК).

Однако по путёвке Партии 27-летний коммунист Григорий Носов был направлен ИТРом, инженером-мастером сталеплавильного цеха на Урал, в Башкирскую АССР, на Белорецкий металлургический комбинат, имевший к тому времени уже солидную производственную историю. В течении года Г.И. Носов всё-таки настоял на том, что он со своими новыми знаниями более нужен новому комбинату в Новокузнецке, чем на производстве со старинными и дореволюционно-устоявшимися технологиями. Был переведён на КМК в Новокузнецк, и до 1939 года прошёл здесь карьерный рост от линейного ИТР в производственном цехе до высокой должности одного из руководителей предприятия: работал начальником смены, обер-мастером, начальником мартеновского цеха и с 1938 года был назначен главным инженером КМК. Современники отмечали высокие организаторские способности и техническую смекалку, умение вдохновлять и увлекать за собой коллег и рабочих.

Далее последовал ещё более стремительный карьерный рост. По решению ЦК ВКП(б) Г.И. Носов в 1939 году был переведён на крупнейшее оборонное предприятие страны — Магнитогорский металлургический комбинат имени тов. Сталина (ММК), утверждён в должности главного инженера. А уже через год 35-летний специалист назначен директором этого комбината. Здесь на «Магнитке» раскрылся недюжинный управленческий талант Григория Носова, он проявил себя как талантливый организатор-хозяйственник и выдающийся металлург.

В 1940 и 1941 годах Г.И. Носов, пытливый инженер-новатор, в тесном содружестве со стахановцами комбината проделал огромную работу по повышению производительности агрегатов, совершенствованию производства, развитию металлургической науки.

Когда началась Великая Отечественная война, под руководством Г.И. Носова коллектив ММК добился выдающихся результатов по выполнению заданий Государственного Комитета Обороны в деле обеспечения высококачественным металлом оборонной промышленности СССР, в наращивании мощностей производства. Среди таких инициатив называют освоение производства броневой стали новыми, прежде неиспользуемыми в мировой практике способами в мартеновском и прокатном производствах.

Директором ММК Г.И. Носовым были организованы производственные процессы: прокатка броневого листа на обыкновенном блюминге, отливка бронеколпаков для дотов, башен для танков «КВ», производство ферромарганца и ферросицилия на основе местных руд, прокатка траковых и бандажных полос для танков и другое. Построены также паровоздуходувная станция, группа специальных цехов. В дни войны каждый третий снаряд и броня каждого второго танка действующей Красной Армии были сделаны из магнитогорской стали. При этом Григорий Носов умудрялся интенсивно решать и вопросы социального развития коллектива ММК. Строилось жилье в правобережной части Магнитогорска, росли рабочие посёлки индивидуальной застройки, возводились детские дошкольные учреждения и школы, закладывались коллективные сады и садово-парковые хозяйства.

Уже 22 июня 1941 года на комбинате был получен первый военный заказ на производство броневого металла. Поступило указание Москвы приступить к организации производства заготовок для снарядов, а также изучить вопрос изготовления брони танков.

Для того, чтобы выполнить этот необычайной сложности заказ, необходимо было коренным образом перестроить производство. Мировая теория и практика металлургии не знали иных способов выплавки броневой стали, кроме одного — в малотоннажных мартенах с «кислым подом». Этот способ был малопроизводительным, но другого тогда не существовало. Пришлось срочно перестраивать печи для такой технологии. Наркомат чёрной металлургии СССР командировал на Магнитку группу специалистов, которым поручалось помочь комбинату наладить производство броневой стали. На комбинате было создано научно-технологическое бронебюро, которое взялось за разработку технологии производства брони. По рекомендации учёных, прибывших из Ленинграда, решено было варить броню «дуплекс-процессом», т.е. в одной печи получать расплав, а затем, в специально оснащенной «кислой» — доводить металл до нужного качества. 23 июля 1941 года, т.е. всего через месяц после начала войны, на третьей мартеновской печи ММК была получена первая такая броневая сталь.

Одновременно с освоением технологии выплавки броневой стали на комбинате готовились к организации производства броневого листа. 4 июля 1941 года ЦК ВКП(б) принял решение перебазировать в Магнитогорск самый мощный в СССР толсто-листовой броневой прокатный стан с эвакуируемого Мариупольского завода имени Ильича. В приказе наркома чёрной металлургии СССР И.Ф. Тевосяна определялась дата выпуска первого броневого листа и место для размещения стана — фасонно-вальце-сталелитейный цех, введённый в строй на ММК перед самой войной. Но в таком случае комбинат не смог бы себя обеспечить валками для прокатных станов, изложницами и многим другим, необходимым для нужд производства. Требовалось найти другое решение. Специалистами и инженерами комбината было необыкновенно дерзкое решение — катать лист на блюминге. Блюминг — мощный прокатный агрегат, единственным назначением которого считалось обжатие стальных слитков, превращение их в заготовку квадратного сечения (блюмсы). Подобного способа производства броневого листа на тот момент мировая металлургическая практика ещё не знала. С полным правом смелым и мужественным можно назвать и решение директора ММК Г.И. Носова, одобрившего это предложение. Было понятно, чем бы для него в те годы все это закончилось, если бы в результате эксперимента был повреждён блюминг. Однако смелость смелостью, а предложение о прокатке броневого листа на блюминге было подкреплено необходимыми расчётами и конструктивными разработками. Так что победу в войне одержали не только солдаты в окопах, но и советские инженеры в своих конструкторских бюро. Испытания производства броневого листа на блюминге прошли успешно, и танкостроительные заводы получили магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством. За это в 1942 году разработчики нового метода, в том числе Г.И. Носов, были удостоены Сталинской премии СССР.

В условиях войны в 1941 и 1942 гг. комбинат интенсивно строился, расширял своё производство, здесь вводились в строй новые технологические мощности. Всё это динамичное хозяйство, с каждодневными заботами по выполнению гособоронзаказа, по решению вопросов снабжения и своевременной отправки продукции на советские заводы, по развитию производства и решению возникающих при этом инженерных задач, в купе с вопросами обеспечения условий труда и быта для рабочих комбината — всё легло на плечи директора ММК. В первые военные годы, в рекордные сроки были построены и приняты в эксплуатацию две доменные печи, две аглоленты, четыре коксовые батареи, пять мартеновских печей, эвакуированные броневой «стан 4500» и среднелистовой «стан 2350», , паровоздуходувная станция, группа специальных цехов, а также комбинат освоил выплавку всех оборонных марок стали.

За способность успешно решать эти важные для страны задачи, в 1943 году Г.И. Носов был удостоен высшей награды страны — ордена Ленина. Награждение не снизило энергию и энтузиазм, самоотверженность руководителя комбината и он далее показывал образцы ударного организаторско-управленческого труда.

Как в годы войны, так и в послевоенный период под его непосредственным руководством непрерывно наращивались производственные мощности комбината и осваивалось производство новых видов металлоизделий для обеспечения обороны страны и нужд народного хозяйства. Все свои знания, кипучую энергию, организаторский талант и большой практический опыт Г.И. Носов отдавал порученному ему делу, организуя коллектив работников комбината на борьбу за превращение комбината в образцовое предприятие страны. Все эти годы, с 1939 он находился в состоянии непрерывного психологического стресса, молодой организм достаточно долго позволял выдерживать такой темп жизни.

После войны ММК продолжал оставаться флагманом отечественной чёрной металлургии. Производство стали росло бурными темпами. Практически каждый год вводились в строй новые агрегаты. Кроме того, за послевоенной Магниткой надёжно закрепился статус законодательницы мод не только в отечественной, но и, зачастую, в мировой чёрной металлургии. В 1948 году на ММК стали использовать самофлюсующийся агломерат, что позволило почти полностью вывести из состава шихты доменных печей сырой известняк. Это была революция в доменном производстве. На ММК впервые в крупных масштабах организована добыча руды открытым способом, а также система селективной добычи и усреднения руд, способствовавшая повышению эффективности работы доменных печей. Магнитогорские доменщики первыми в СССР начали перевод доменных печей на работу с повышенным давлением газа под колошником (1949). Впервые разработаны технология выплавки чугуна с низким содержанием марганца, новый способ разливки чугуна. Благодаря этим и другим новшествам доменщики Магнитки достигли лучшего в стране коэффициента использования полезного объема доменных печей. Часть этих достижений — исполнение порой казалось бы невыполнимых заданий Партии и Правительства, многое было обусловлено сложной и опасной внешнеполитической ситуацией в мире с необходимостью иметь в стране нового типа высокий оборонный потенциал. В этих условиях Григорий Иванович Носов, ставший живой легендой уральской Магнитки, умудрялся решать вопросы жизнеобеспечения не только семей работников ММК, но и многих вопросов продовольственного и хозяйственного развития уже всей южной части Челябинской области, которую в конце 1940-х гг. стали шутливо называть Носовской подобластью. Такая харизма и авторитет не нашли поддержки и понимания у нового и малоопытного руководства Магнитогорского городского комитета ВКП(б), возникли ситуации психологического противостояния директора ММК и горкома партии, создавались неожиданные стрессовые ситуации. После московской проверки (по просьбе Челябинского обкома партии) деятельности горкома, в конце 1949 года руководители ГК ВКП(б) были со скандалом сняты со своих постов, но ситуация напряжённости между директором и городской партбюрократией сохранялась. При высоком темпе решения основных производственных задач комбината и по решению проблем жизни магнитогорцев — Г.И. Носов был избран депутатом Верховного Совета СССР.


Летом 1951 года Григорий Иванович Носов с женой поехал в Кисловодск в первый отпуск после Великой Отечественной войны. Здесь 7 августа 1951 года он внезапно умер от сердечной недостаточности.

Гроб с легендарным директором Магнитки был доставлен в Магнитогорск и установлен в Дворце культуры металлургов. Имел столь высочайший авторитет, что попрощаться с ним вышел весь город, очередь к грому усопшего не прерывалась два дня. На похороны прибыли представители Кузнецкого, Белорецкого, Нижнетагильского и других металлургических предприятий, представители Челябинской области, три заместителя министра чёрной металлургии СССР, а также десятки тысяч магнитогорцев[3].

Григорий Иванович Носов был похоронен 11 августа 1951 года на Левобережном кладбище города Магнитогорска.

Награды

Память

  • В наше время, летом 2016 года у проходной ММК установлен групповой памятник (в полный рост представлены Г.И. Носов и др.) — «Участникам Броневого бюро ММК под руководством Г.И. Носова, 1941—1945».
  • При ММК в 1970-х гг. был создан музей памяти Г.И. Носова.
  • Имя Г.И. Носова присвоено Магнитогорскому горно-металлургическому институту (ныне — Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова).
  • Летом 1976 года на комбинате ММК была учреждена ежегодная Премия имени Г.И. Носова для лучшего металлурга предприятия.
  • Одна из площадей в Ленинском районе города Магнитогорска носит имя Г.И. Носова.

Литература

  • Каньшина А. «Превратились в белых журавлей» // Магнитогорский металл (журнал). — Магнитогорск, 2011.
  • Магнитогорск: Краткая Энциклопедия. — Магнитогорск: «Магнитогорский дом печати», 2002. — 448-449 с. — ISBN 9785711402176.
  • Францева Е. Григорий Носов — стальной король России // Магнитогорский металл (журнал). — Магнитогорск, 2012. — Вып. 22. — С. 13.
  • Энциклопедия Челябинской области. Т. IV. — Челябинск: «Каменный пояс», 2008. — С. 638. — 864 с. — ISBN 978-5-88771-071-6.
  • Юрьева А. Броненосец Григорий Носов // Магнитогорский металл (журнал). — Магнитогорск, 2014.


Примечания

  1. Ныне город Катав-Ивановск относится к Челябинской области России, административный центр Катав-Ивановского района.
  2. Лозовский И. Имени томича [в год 75-летия ТПИ в коллективе вуза вспоминают своего выпускника Г.И. Носова]. // Красное знамя (газета). — Томск: «Красное знамя», 1976. — 19 сентября, № 223 (16129). — С. 4.
  3. См. фотографию церемонии проводов по городу гроба Г.И. Носова 11 августа 1951 года.

Ссылки